В ноябре 1996 года исполнилось пятнадцать лет с того
дня, когда Русская Зарубежная Церковь прославила в сонме Новомучеников и Исповедников Российских Царя Николая II, Его семью и Их верных слуг, зверски убитых богоборцами в июле восемнадцатого года. В ознаменование этой даты в Москве был написан новый образ Царя Мученика.
Православная икона призвана быть не только и не столько дорогостоящим произведением высокого искусства, сколько наглядным свидетельством о Божестве и святости, некиим окном в духовный, невидимый мир, "богословием в красках". По этой самой причине традиция предписывает, чтобы в создании новых икон принимали участие отнюдь не только изографы, но и священнослужители. Так это было, например, в древней Руси, когда Преподобный Никон благословил Андрею Рублеву написать образ Святой Троицы "в похвалу" их общему духовному отцу - Святому Сергию Радонежскому.
Новая икона Августейшего Страстотерпца создавалась в сотрудничестве иконописцев из Центра религиозной культуры и искусства "Канон" с духовенством первого в России храма во имя Царя Мученика Николая II, что на Головинском кладбище в Москве. При этом надобно заметить, все ранее написанные и распространившиеся по стране иконы Государя весьма несовершенны. Они в лучшем случае напоминают живописные портреты, а в худшем - раскрашенные фотографии, да к тому же, эти изображения не раскрывают сути подвига, который выпал на долю последнего в истории Православного Царя.
Самым важным моментом в житии Августейшего Страстотерпца бесспорно является Его отречение от Престола. Люди чуждые Церкви до сих пор ставят это в упрек Государю, справедливо отмечая, что с юридической точки зрения он такого права не имел. Но христиане должны смотреть по-иному и видеть в этом поступке акт духовный. Оставленный и преданный генералами, министрами, думцами и даже некоторыми Своими родственниками, Царь сделал то, что подсказывали Ему совесть и христианский долг.
Не следует забывать, что истинные пророки, которых Господь посылал России в ХIХ и даже в ХХ веке прямо предрекали подобный оборот событий. Тут достаточно вспомнить предостерегающие слова Святителя Феофана Затворника, произнесенные еще в 1863 году: "Как часто Богоизбранного и Боголюбезного Царя отъемлет Господь вместе с Престолом и Царством у народа, который сам себя сделал того недостойным."
Не иначе, как подвиг, воспринимал отречение последнего Императора Святитель Московский Тихон. На четвертый день после екатеринбургского злодеяния он говорил в Казанском соборе Москвы: "Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего Государя: беспристрастный суд над Ним принадлежит истории, а Он теперь предстоит пред нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что Он, отрекаясь от Престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией."
Эти слова Святого Патриарха выражают основную идею новосозданной иконы. Изображенный в белом одеянии Государь держит в руке "шапку Мономаха", которая во всю историю России была главным символом царской власти. Он добровольно снял с себя корону монарха, но в то же время над его головою появился иной венец - мученический, который дается Самим Богом и во веки вечные.
Остается добавить, что образ написан с соблюдением православных традиций и теперь является драгоценнейшей святыней и лучшим украшением храма на Головинском кладбище.
НОВОМУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕ
прот. Михаил Польский.НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕ.
Том 1
|