Прошлое и настоящее Головинского монастыря


История русских монастырей богата рядом чудесных событий, с которыми связано основание многих из обителей, богата фактами и плодотворного служения их религиозным и государственным целям. Было время, когда монастыри служили не только твердыней Православия, но и оплотом против врагов Отечества. Оно миновало, изменились давно и цели того общественного служения, которое, помимо своего духовно-религиозного назначения, несут монастыри. Но возникновение монастырей продолжается до наших дней, обнаруживая тем жизненность их существования и в своеобразную эпоху “конца века”.

Троицкий Собор (1887) и Казанская церковь (1882; справа) Казанского Головинского женского монастыря. Фотограф А. Мазурин 1890-е годы.
Троицкий Собор (1887) и Казанская церковь (1882; справа) Казанского Головинского женского монастыря. Фотограф А. Мазурин 1890-е годы.


Головинский монастырь – один из таких, самых молодых, и мне казалось, что здесь, наверное, есть в живых кто-нибудь из современников его основания.


– Как же, как же, есть, – приветливо ответила мне одна из сестер обители, когда я спросил ее об этом. – Мать Магдалина – она была первою настоятельницей.


– И можно ее видеть, можно побеседовать с ней о прошлом монастыря?


– Пожалуйте, пожалуйте, она с удовольствием расскажет вам все, что знает.


Другая сестра столь же любезно проводила меня к матери Магдалине в ее небольшую, чистенько убранную келью. Я увидал перед собою пожилую, полную монахиню в домашнем одеянии, с шапочкой-скуфейкой на голове. Умное и доброе лицо ее с выразительными карими глазами еще свежо и моложаво.
Мать Магдалина встретила меня радушно, охотно выразила желание поделиться со мной воспоминаниями и после первого же приветствия принялась угощать чаем. Через несколько минут плавно полился ее рассказ, безыскусственный и простой.


– С молодых лет моих, чуть не с детства пришлась мне по душе жизнь монашеская, и девочкой еще ушла я из дома и жила в одной обители, поблизости от нас. Пожила я там сколько времени, и пришла мне мысль переменить монастырь. Советовали мне идти в Сезонов монастырь, да, видно, Богу угодно это не было. А прослышала я, что в Скопинском уезде живет богоугодный человек, молитвенник за грешный мир и прорицатель. Вот и пошла я к нему за советом. Это был Иродион Иванович. Уговорил он меня дома пожить. Прожила год – опять к нему.


– Поживи еще зиму дома, – говорит.


– Может, спрашиваю, и совсем мне, батюшка, дома остаться жить?


– Твоя жизнь у Царицы Небесной и у Егорья Победоносца, – отвечает он мне на это.


Не поняла я тогда его ответа, но подумала и послушалась, а уж на следующий год пришла да и осталась около него.


– Что же это был за человек, и как жил он?


– Странник он был... Жил он в слободке, но крестьянством не занимался, а жил себе отдельно в келейке. С виду был он человек лет за сорок, постный, худощавый. Вот посмотрите его на портрете.


На фотографической карточке, выцветающей от времени, висящей в рамке на стене, изображен человек в странническом одеянии, с небольшою бородкой, невзрачный на вид.


– Да... И болезненный был он, Иродион-то Иванович, – заметила мать Магдалина. – Человек он был женатый, но бездетный и по времени отделился от жены и стал жить один в своей хижине. А в его дом с женой его я и поселилась, а потом и другие там же жили. Так прожила я там пять лет безотлучно. Батюшка в это время то поживет дома, а то уйдет странствовать. В те поры он и в Старый Иерусалим ездил.


– Вот как-то и говорит он нам: “Поеду в Москву большой дом вам искать”. Часто он так загадками говаривал, а потом все исполнялось. Уехал он, а мы живем и ждем, какой это он нам большой дом купит.


И вот приезжает он и говорит:


– Ну поедемте...


Куда, как? Оказывается дело, – действительно в Москву. Лошадка была у нас, собрали возочек, взяли с собою Матерь Божию, другие иконы и тронулись. Поехало нас всего пятеро. Зимой было дело, в начале декабря, и стужа жестокая. Ну да добрались благополучно и приехали в Головино.


– А не слыхали ли, мать Магдалина, как это случилось, что Иродион Иванович с головинскою помещицей познакомился и вас сюда привез?


– Божья на все воля... Познакомился он с госпожой Головиной через одну знакомую свою, московскую купчиху. Головина была женщина благочестивая, любила принимать у себя странных людей, инокинь и иноков. Вот когда Иродион Иванович к ней в Головино приехал, побыл у нее, и предлагает она ему:


– Не хотите ли здесь остаться?


– Ну как же я останусь, – отвечает он, – у меня дома дети...


Госпожа Головина удивилась, о каких это он детях говорит: знала она, что Иродион Иванович женатый, но бездетный. Тут он ей рассказал, что детьми своими он нас называет. Тогда Головина предложила ему и нас с собой перевезти. Так и вышло. Ему в парке за прудом построили келейку; он в ней пожил, подвигом добрым подвизаяся, а потом и за нами приехал. Вот с тех пор и живу я здесь, а Бог приведет, и кости тут сложу.


– Как же, матушка, первое время жилось приезжим на новом месте?


– Да всякое бывало, а по милости Божией все во славу Его Всевышнего устроилось. Поселила нас барыня вот в этом самом доме, где мы теперь с вами находимся*. Шло нам положение из барской экономии, продовольствие, а на нужды сами себе зарабатывали. К весне нас собралось уже семь человек. Одна была беда: церкви не было. А у Головиной была в доме большая образная, были иконы древние и частицы мощей. И Иродион Иванович, и сама она думала, что не подобает святыню в доме держать, хотела церковь устроить. Да митрополит Филарет этого не разрешил ей, а дозволил митрополит Иннокентий. Радость это для нас была, а тут вскоре и печаль нас постигла: батюшка наш у себя на родине скончался.


– Остались мы без него как сироты горькие. Что делать, не знаем. Помним лишь его предсказание, что будет на сем месте обитель, помним и ждем.


Так девять лет и ждали. Благодетели нас не оставляли, и дожили мы, Бог привел, что слова его исполнились.


После смерти барыни купил Головино московский купец Никита Игнатьевич Сидоров. Лет через пять общину учредили, а еще через пять и монастырь...


К этому рассказу старожилки Головинского монастыря и первой его настоятельницы добавлю еще некоторые сведения**.


Сельцо Головино, бывшее когда-то на месте обители, принадлежало в конце 60-х годов Варваре Ильиничне Головиной. В 1869 году в числе других юродивых и странников, которым она оказывала гостеприимство, познакомился с нею и Иродион Иванович Гулин, по происхождению крестьянин села Нового-Кельца Скопинского уезда. Жил он жизнью подвижника. В Иерусалиме, где он был не раз, Гулин принял тайное монашество, а потом и схимонашество, как об этом свидетельствовала его жена. Она не только не препятствовала ему жить жизнью подвижника, но в своем доме принимала всех, кто приходил к нему за советом и поучением. В числе таких была и Мария Стрельникова, будущая мать Магдалина.


По прибытии в Головино Иродион Иванович частию жил здесь в своей келье, где у него стояла привезенная с родины икона Казанской Божией Матери, частию опять странствовал.


По его просьбе и настояниям Головина устроила домовую церковь, после чего вскоре, в конце июня 1872 года, он умер на своей родине.


В 1876–80 гг. купец Сидоров приобрел землю и все постройки Головина, и в 1881 г. была учреждена здесь
Казанская община. Марию Стрельникову назначили первою начальницей.


Потом Сидоров построил отдельную деревянную церковь. Община принимала облик монастыря, в который
и была преобразована в 1886 году.


Настоятельницей была назначена Стрельникова, вступившая в монашество с именем Магдалины.

Настоятельница Казанского Головинского монастыря игуменья Олимпиада
Настоятельница Казанского Головинского монастыря игуменья Олимпиада


Большой каменный Троицкий храм был вскоре построен на средства вологодского купца Н.И.Киселева. Затем устроилась больница с церковью на средства А.А.Смирновой, в монашестве Рафаилы, потом выросли трапезный корпус, разные хозяйственные постройки, дом настоятельницы, гостиница, рукодельные и иконописные мастерские и проч. Теперь доканчивается обнесение монастыря каменною оградой. Заботы игуменьи матери Олимпиады, управляющей обителью с 1893 года, были главною причиной монастырского благоустройства. “Рука дающего не оскудевает”, и “сие место процветает”, как гласит надпись над колодцем в парке, куда мы теперь и направимся.

А. Ярцев
Публикация Ирины Гузеевой.
Московские ведомости, 1900,
№ 211, с. 3–4.


Приходская газета храма иконы Божией Матери "Знамение"в Ховрине - "Лампада" № 54, 2007г., стр. 4-5 (PDF 5,74 Mb)



* Под бывшею домовою церковью.
** Описание монастыря и история его основания помещены в брошюре “Казанский Головинский женский монастырь.” М., 1894 и в статье священника В.В. Руднева, напечатанной в “Московских церковных ведомостях”, 1897, № 3.




 
Copyright 2006-2007. Храм св. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских
на Головинском кладбище в Москве.
E-Mail: Напишите нам    Тел.: (495) 450 5918
All Rights Reserved.



Hosted by uCoz