История русских монастырей богата рядом чудесных
событий, с которыми связано основание многих из обителей, богата
фактами и плодотворного служения их религиозным и государственным
целям. Было время, когда монастыри служили не только твердыней
Православия, но и оплотом против врагов Отечества. Оно миновало,
изменились давно и цели того общественного служения, которое,
помимо своего духовно-религиозного назначения, несут монастыри.
Но возникновение монастырей продолжается до наших дней, обнаруживая
тем жизненность их существования и в своеобразную эпоху “конца
века”.
|
Троицкий Собор
(1887) и Казанская церковь (1882; справа) Казанского Головинского
женского монастыря. Фотограф А. Мазурин 1890-е годы. |
Головинский монастырь – один из
таких, самых молодых, и мне казалось, что здесь, наверное, есть
в живых кто-нибудь из современников его основания.
– Как же, как же, есть, – приветливо ответила мне одна из сестер
обители, когда я спросил ее об этом. – Мать Магдалина – она была
первою настоятельницей.
– И можно ее видеть, можно побеседовать с ней о прошлом монастыря?
– Пожалуйте, пожалуйте, она с удовольствием расскажет вам все,
что знает.
Другая сестра столь же любезно проводила меня к матери Магдалине
в ее небольшую, чистенько убранную келью. Я увидал перед собою
пожилую, полную монахиню в домашнем одеянии, с шапочкой-скуфейкой
на голове. Умное и доброе лицо ее с выразительными карими глазами
еще свежо и моложаво.
Мать Магдалина встретила меня радушно, охотно выразила желание
поделиться со мной воспоминаниями и после первого же приветствия
принялась угощать чаем. Через несколько минут плавно полился ее
рассказ, безыскусственный и простой.
– С молодых лет моих, чуть не с детства пришлась мне по душе жизнь
монашеская, и девочкой еще ушла я из дома и жила в одной обители,
поблизости от нас. Пожила я там сколько времени, и пришла мне
мысль переменить монастырь. Советовали мне идти в Сезонов монастырь,
да, видно, Богу угодно это не было. А прослышала я, что в Скопинском
уезде живет богоугодный человек, молитвенник за грешный мир и
прорицатель. Вот и пошла я к нему за советом. Это был Иродион
Иванович. Уговорил он меня дома пожить. Прожила год – опять к
нему.
– Поживи еще зиму дома, – говорит.
– Может, спрашиваю, и совсем мне, батюшка, дома остаться жить?
– Твоя жизнь у Царицы Небесной и у Егорья Победоносца, – отвечает
он мне на это.
Не поняла я тогда его ответа, но подумала и послушалась, а уж
на следующий год пришла да и осталась около него.
– Что же это был за человек, и как жил он?
– Странник он был... Жил он в слободке, но крестьянством не занимался,
а жил себе отдельно в келейке. С виду был он человек лет за сорок,
постный, худощавый. Вот посмотрите его на портрете.
На фотографической карточке, выцветающей от времени, висящей в
рамке на стене, изображен человек в странническом одеянии, с небольшою
бородкой, невзрачный на вид.
– Да... И болезненный был он, Иродион-то Иванович, – заметила
мать Магдалина. – Человек он был женатый, но бездетный и по времени
отделился от жены и стал жить один в своей хижине. А в его дом
с женой его я и поселилась, а потом и другие там же жили. Так
прожила я там пять лет безотлучно. Батюшка в это время то поживет
дома, а то уйдет странствовать. В те поры он и в Старый Иерусалим
ездил.
– Вот как-то и говорит он нам: “Поеду в Москву большой дом вам
искать”. Часто он так загадками говаривал, а потом все исполнялось.
Уехал он, а мы живем и ждем, какой это он нам большой дом купит.
И вот приезжает он и говорит:
– Ну поедемте...
Куда, как? Оказывается дело, – действительно в Москву. Лошадка
была у нас, собрали возочек, взяли с собою Матерь Божию, другие
иконы и тронулись. Поехало нас всего пятеро. Зимой было дело,
в начале декабря, и стужа жестокая. Ну да добрались благополучно
и приехали в Головино.
– А не слыхали ли, мать Магдалина, как это случилось, что Иродион
Иванович с головинскою помещицей познакомился и вас сюда привез?
– Божья на все воля... Познакомился он с госпожой Головиной через
одну знакомую свою, московскую купчиху. Головина была женщина
благочестивая, любила принимать у себя странных людей, инокинь
и иноков. Вот когда Иродион Иванович к ней в Головино приехал,
побыл у нее, и предлагает она ему:
– Не хотите ли здесь остаться?
– Ну как же я останусь, – отвечает он, – у меня дома дети...
Госпожа Головина удивилась, о каких это он детях говорит: знала
она, что Иродион Иванович женатый, но бездетный. Тут он ей рассказал,
что детьми своими он нас называет. Тогда Головина предложила ему
и нас с собой перевезти. Так и вышло. Ему в парке за прудом построили
келейку; он в ней пожил, подвигом добрым подвизаяся, а потом и
за нами приехал. Вот с тех пор и живу я здесь, а Бог приведет,
и кости тут сложу.
– Как же, матушка, первое время жилось приезжим на новом месте?
– Да всякое бывало, а по милости Божией все во славу Его Всевышнего
устроилось. Поселила нас барыня вот в этом самом доме, где мы
теперь с вами находимся*. Шло
нам положение из барской экономии, продовольствие, а на нужды
сами себе зарабатывали. К весне нас собралось уже семь человек.
Одна была беда: церкви не было. А у Головиной была в доме большая
образная, были иконы древние и частицы мощей. И Иродион Иванович,
и сама она думала, что не подобает святыню в доме держать, хотела
церковь устроить. Да митрополит Филарет этого не разрешил ей,
а дозволил митрополит Иннокентий. Радость это для нас была, а
тут вскоре и печаль нас постигла: батюшка наш у себя на родине
скончался.
– Остались мы без него как сироты горькие. Что делать, не знаем.
Помним лишь его предсказание, что будет на сем месте обитель,
помним и ждем.
Так девять лет и ждали. Благодетели нас не оставляли, и дожили
мы, Бог привел, что слова его исполнились.
После смерти барыни купил Головино московский купец Никита Игнатьевич
Сидоров. Лет через пять общину учредили, а еще через пять и монастырь...
К этому рассказу старожилки Головинского монастыря и первой его
настоятельницы добавлю еще некоторые сведения**.
Сельцо Головино, бывшее когда-то на месте обители, принадлежало
в конце 60-х годов Варваре Ильиничне Головиной. В 1869 году в
числе других юродивых и странников, которым она оказывала гостеприимство,
познакомился с нею и Иродион Иванович Гулин, по происхождению
крестьянин села Нового-Кельца Скопинского уезда. Жил он жизнью
подвижника. В Иерусалиме, где он был не раз, Гулин принял тайное
монашество, а потом и схимонашество, как об этом свидетельствовала
его жена. Она не только не препятствовала ему жить жизнью подвижника,
но в своем доме принимала всех, кто приходил к нему за советом
и поучением. В числе таких была и Мария Стрельникова, будущая
мать Магдалина.
По прибытии в Головино Иродион Иванович частию жил здесь в своей
келье, где у него стояла привезенная с родины икона Казанской
Божией Матери, частию опять странствовал.
По его просьбе и настояниям Головина устроила домовую церковь,
после чего вскоре, в конце июня 1872 года, он умер на своей родине.
В 1876–80 гг. купец Сидоров приобрел землю и все постройки Головина,
и в 1881 г. была учреждена здесь
Казанская община. Марию Стрельникову назначили первою начальницей.
Потом Сидоров построил отдельную деревянную церковь. Община принимала
облик монастыря, в который
и была преобразована в 1886 году.
Настоятельницей была назначена Стрельникова, вступившая в монашество
с именем Магдалины.
|
Настоятельница
Казанского Головинского монастыря игуменья Олимпиада |
Большой каменный Троицкий храм был
вскоре построен на средства вологодского купца Н.И.Киселева. Затем
устроилась больница с церковью на средства А.А.Смирновой, в монашестве
Рафаилы, потом выросли трапезный корпус, разные хозяйственные
постройки, дом настоятельницы, гостиница, рукодельные и иконописные
мастерские и проч. Теперь доканчивается обнесение монастыря каменною
оградой. Заботы игуменьи матери Олимпиады, управляющей обителью
с 1893 года, были главною причиной монастырского благоустройства.
“Рука дающего не оскудевает”, и “сие место процветает”, как гласит
надпись над колодцем в парке, куда мы теперь и направимся.
А. Ярцев
Публикация Ирины Гузеевой.
Московские ведомости, 1900,
№ 211, с. 3–4.
Приходская
газета храма иконы Божией Матери "Знамение"в Ховрине
- "Лампада" № 54, 2007г., стр. 4-5
(PDF
5,74 Mb)
* Под бывшею домовою церковью.
** Описание монастыря и история
его основания помещены в брошюре “Казанский Головинский женский
монастырь.” М., 1894 и в статье священника В.В. Руднева, напечатанной
в “Московских церковных ведомостях”, 1897, № 3.
|