Некоторое время тому назад мне указали на некий текст, помещенный в Интернете. Там содержатся нелестные отзывы о моем недостоинстве и о портале "Сredo", автором и усердным читателем которого я являюсь. Озаглавлен этот опус витиевато - Облака и мглы, гонимые бурею (комментарий к некоторым отрывкам произведения бывшего протоиерея Олега Чекрыгина "Миряне: печальнейшая повесть"), автор – "Игумен Игнатий (Душеин), клирик Калужской епархии РПЦ МП, Член Союза Журналистов России" (желающих ознакомиться с этим, с позволения сказать, произведением отсылаю на личный сайт этого господина [1]).
Вот как "игумен" и одновременно "член Союза" начинает свой "комментарий":
"Мне очень не хотелось писать все это. По многим причинам. И потому что опусы бывшего протоиерея Олега Чекрыгина[2] опубликованы на знаменитой виртуальной помойке. И потому что не хочется кидать (даже косвенно) камни в человека, пережившего большие скорби. И потому что я знаком с Олегом Всеволодовичем лично, мне приходилось во время, когда он был священником, бывать в его доме, беседовать с ним, есть и пить, участвовать в издании его приходской газеты, вместе преломлять Хлеб Евхаристии.
И еще потому, что вполне здравые, почти азбучные истины христианства в его писанине густо перемешаны с совершенно явной чушью. От этого и истины эти – как жемчуг в навозе. Грустно все это… Но иногда, наверное, хуже молчать, чем даже невольно оскорбить.
Очень сложно, комментируя это "творчество", сохранять спокойствие и доброжелательность, не впасть в осуждение и не увлечься обличительством. Но я постараюсь.
То, что написал и опубликовал бывший протоиерей, – величайшая гадость. Читать ее – все равно, что умываться грязью. Очевидно, "лавры" коллеги по раскольничьему сообществу М.Ардова (не к ночи будь помянут) не дают покоя…
Я взялся прокомментировать только пару глав – и то по просьбе очень уважаемых мною людей" (может, скорее, "по благословению", как и положено монаху, давшему обет послушания? – прим. авт.).
Вот такой у этого "члена Союза" витиеватый стиль. Как видим, "в его писанине густо перемешаны" лицемерие и кокетство. Господин Душеин, вероятно, и не подозревает, что написанное им самим, почитающим себя одновременно монахом и журналистом (что уже смешно), выглядит в глазах любого читающего откровенной подлостью.
А теперь несколько слов по существу дела. Нет сомнения в том, что книга о. Олега Чекрыгина (увы, еще не изданная на бумаге) – сочинение спорное. Я не разделяю многих мнений автора, но не могу не отдать ему справедливость. "Миряне: печальнейшая повесть" - вещь, написанная, что называется, кровью сердца, автор - человек весьма талантливый - с болью повествует о неприглядных явлениях в современной церковной жизни, которую знает явно не понаслышке.
Вот еще одна выписка из опуса "игумена и члена Союза" (в начале он цитирует Чекрыгина):
"Как же оно (древнее монашество) не похоже на наших ряженых, которые сегодня сидят в отделанных на нищую старушечью копейку под евроремонт "монастырях" и готовятся в архиереи.
Что ж, и исполненные любви к ближнему протоиереи не всегда в сарайчиках ютятся… И, что характерно, именно на "старушечью копейку"! Монастыри-то прихожан, как правило, не имеют (?!), а строятся и существуют на деньги не бедных благотворителей, как и встарь, во всю историю монашества. А вот из чего складывается доход протоиереев, тем более пребывающих в раскольничьих сообществах?"
Сообщаю любопытному до чужих доходов монаху-игумену, дававшему, между прочим, в свое время обет нестяжания, что отец Олег, не имеющий, в отличие от нищелюбивого монашества, ни церковных доходов, ни "не бедных благотворителей" - работает на светской работе, зарабатывая своим трудом на кусок хлеба себе и своему многочисленному семейству. И вот тут хочется спросить: неужто в пылу полемики г-н Душеин забыл, что апостол Павел в свое время, чтоб не сидеть на шее у "благотворителей", зарабатывал на жизнь шитьем палаток? А также о таких монахах, как Преподобный Нил Сорский и прочих "нестяжателях"?
Выступая апологетом современного монашества, "игумен и член Союза" почти не прибегает к ссылкам. Он цитирует лишь "Древний патерик" и еще одного только автора:
"Вот что написал полтора века назад один святой монах: "Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству". К чему приводит современное монашество, как раз подробно рассказал в своей книге о. Олег Чекрыгин – и это, к сожалению, совершенно не похоже на христианство.
Этот упомянутый Душеиным "святой монах" - лучший духовный писатель России Святитель Игнатий (Брянчанинов). На месте г-на Душеина я бы его не цитировал – и, видно, недаром он в своем опусе упоминает о "святом монахе" лишь анонимно. Ведь каждому православному известно, что, в отличие от "игумена и члена Союза", этот святой, сам будучи истинным монахом, относился к монашеству в том виде, каким оно при его жизни было, мягко выражаясь, критически. Вот что писал в свое время Владыка Игнатий (цитирую по книге Святого Новомученика Михаила Александровича Новоселова "Письма к друзьям", М., 1994, Письмо девятое.):
"Положение монастырей в России в нравственном и духовном отношении самое бедственное. За сто лет до нас Святитель Тихон сказал, что истинное благочестие почти исчезло, а заменено оно лицемерством для обмана людей с целью вещественной выгоды".
"...В наше время монастыри находятся в ужаснейшем положении, и многие хорошие люди, вступив в них без должного приготовления, расстроились и погибли".
"Многие монастыри из пристанищ для нравственности и благочестия обратились в пропасти безнравственности и нечестия...
Мнение разгоряченное слепцов, которые все видят в цветущем виде, не должно иметь никакого веса".
"Положение монастырей подобно весеннему снегу в последних числах марта и первых апреля: снаружи снег как снег, а под низом его повсюду едкая весенняя вода; она съест этот снег при первой вспомогательной атмосферической перемене. Важная примета кончины монашества – повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию напоказ. Весьма часто актерскою наружностию маскируется страшная безнравственность.
Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов-актеров" И, добавим, к примеру, от монахов-журналистов, "членов Союза". Впрочем, от них теперь житья нет не только монахам в монастырях, но и "мирским" христианам.
"О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. <...> Восстановления не ожидаю.
Восстановить некому. Для этого нужны мужи духоносные, а ныне даже водящихся отчасти писаниями Отцов, при объяснении их душевным разумом, каков был о. Макарий Оптинский, нет..."
"Так назрело в монастырях внутреннее расстройство, что ему необходимо разразиться самыми ужасными приключениями".
"Падение монастырей, значительно совершившееся, неминуемо".
И ведь все это писано полтораста лет назад!
Неужто "игумен и член Союза" всерьез полагает, что нынешние псевдо-монастыри и псевдо-монахи лучше тех, что были в старой России?..
И вот еще что хочется добавить. Отец Олег, которого г-н Душеин ( как-то язык не поворачивается этого достойного представителя современного "монашества" назвать "отцом" или "братом") упорно именует "бывшим протоиереем" и "Олегом Всеволодовичем", как бы игнорируя тот всем известный факт, что, будучи подло и коварно изгнан по причине случившегося с ним страшного несчастья из РПЦ мечтавшими свести с ним счеты бесстрашно обличаемыми им "монахами", нашел пристанище в принявшей его другой православной юрисдикции, где он продолжает свое усердное служение Господу нашему Иисусу Христу. Мне также доподлинно известно, что о. Олег Чекрыгин в свое время покровительствовал Душеину. Сей последний и сам о том упоминает: "Я знаком с Олегом Всеволодовичем лично, мне приходилось во время, когда он был священником, бывать в его доме, беседовать с ним, есть и пить, участвовать в издании его приходской газеты, вместе преломлять Хлеб Евхаристии". При этом, когда с отцом Олегом случилась беда, у "члена Союза" Душеина и у других священников и "монахов" его епархии, в том числе и многих тех, кому благодетельствовал отец Олег "во время, когда он был священником", не нашлось ни средств, ни желания не то, что помочь попавшему в беду многодетному собрату (у о. Олега шесть своих детей и трое приемных), но даже хотя бы посочувствовать ему. Можно предположить, что они не сделали этого тогда "по просьбе очень уважаемых ими людей" - а иначе придется предположить, что отец Олег совершенно прав, утверждая в своей книге, что "православное монашество и священство" в его сегодняшнем виде уже не имеет никакой связи с христианством и ничего общего со Христом. Заповедавшим, между прочим, всем нам, в том числе и монахам, в первую очередь - любовь к ближнему и милосердие, а вовсе не подлость и предательство, как это теперь у них водится.
Так что у о. Олега Чекрыгина есть прямой повод в отношении "преломлявшего с ним хлеб" г-на Душеина повторить горькие слова Спасителя, сказанные об Иуде-предателе: "Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою".
Видимо, только из желания "не впасть в осуждение и не увлечься обличительством" Душеин назвал труд о. Олега "величайшей гадостью". То, что опубликовал сам "игумен и член Союза", вполне уместно наименовать "величайшей гнусностью".
Протоиерей Михаил Ардов
[ Назад к списку ]