ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ АРДОВ

СТАТЬИ

Пасхальная мозаика

XIX ВЕК



В московских церквах до сих пор соблюдается старинный обычай – на Пасху, в Святую ночь, священнослужители несколько раз меняют свои облачения. (Я сам переоблачаюсь восемь раз.) Коренной москвич, покойный архиепископ Киприан (Зернов) в свое время объяснил мне, как это зародилось. В старой Москве, если умирал состоятельный человек или его близкий родственник, непременно покупался большой кусок драгоценной парчи, которой покрывали гроб, пока он стоял в церкви. Затем гроб уносили, а парча оставалась в храме, и из нее за счет родных умершего шили два облачения – для священника и для диакона. А когда приближалось Светлое Христово Воскресение, многие именитые прихожане обращались к настоятелю с одной и той же просьбой:

- На Пасху послужите в наших облачениях…

Так вот, чтобы не обидеть никого из благоукрасителей храма, хитроумные московские попы и ввели обычай в Святую ночь множество разменять ризы…


Вот цитата из книги о Митрополите Московском Филарете (Дроздове):

"Как-то на Пасху в одной сельской церкви при разделе приношений случилась скандальная история. Диакон настаивал на справедливом делении снеди, а дьячок ему не повиновался. Тогда диакон, выйдя из терпения, стал топтать приношение ногами… Дьячок бросился на него с кулаками. Священник, услышав шум и ругань, выглянул из Алтаря и засвистел, дескать, "вот тебе и кулич с яйцами"..

О случившемся доложили митрополиту Филарету. На донесении Святитель наложил такую резолюцию:

"Священника-свистуна, диакона-топтуна и дьячка-драчуна отдать под начал.." и проч."


ХХ ВЕК



ДЕВЯТИСОТЫЕ ГОДЫ


В некоем местечке на Украине в День Пасхи по улице шел православный священник. А навстречу ему – местный раввин. Отношения у них были добрососедские, а потому батюшка радостно приветствовал иудея:

- Рувим Соломонович, Христос Воскресе!

Раввин затруднился с ответом. Сказать "воистину Воскресе!" он не мог - это было бы против его религиозных убеждений. Но и не ответить на приветствие было бы нехорошо, неправильно… А потому, выдержав некоторую паузу, раввин произнес:

- Да. Я знаю. Иван Иванович мне уже говорил.

(Этот анекдот мне когда-то рассказал Лев Николаевич Гумилев.)



ДВАДЦАТЫЕ ГОДЫ


Дочь знаменитого дрессировщика и клоуна Дурова, Анна Владимировна, рассказывала мне об одном диспуте, участником которого был ее отец. Он там представлял "атеистическую науку", а религию какой-то священник. Во время дискуссии батюшка заявил:

- Я очень просто могу доказать и то, что Господь Иисус Христос существовал в истории, и самый факт Его воскресения…

Затем он повернулся к многочисленной аудитории и воскликнул:

- Христос Воскресе!

- Воистину Воскресе! – отозвались сотни голосов.

(В своих воспоминаниях архиепископ Никон (Фомичев) сообщает, что к этому же приему прибегал во время диспутов и обновленческий "митрополит" Александр Введенский.)



ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ


Это - рассказ моего друга протоиерея Владимира Шишкова, относящийся к тридцать пятому году. Будущий Святитель Иоанн (Максимович) был только что поставлен в епископы Зарубежной Церкви. Этот удивительный человек был не чужд того, что именуется "подвигом юродства" - круглый год ходил в сандалиях на босу ногу, волосы никогда не расчесывал…

Дело происходило в Белграде, в тамошнем "русском соборе". Некоторые из прихожан смотрели на пасхальный крестный ход, а после начала утрени шли домой - разговляться. Часть этих людей потом возвращалась в храм, но уже изрядно выпив и закусив…

Шишков рассказывал мне, что его отец был свидетелем такой сценки. Два подвыпивших человека стояли на пасхальной литургии, которую соборне служили несколько архиереев. В эту ночь Евангелие звучит на разных языках, и благовествование на древнееврейском читал Святитель Иоанн. Был он довольно смуглым, а пряди его черных волос по обыкновению торчали в разные стороны.

- Это на каком языке читают? – спросил один из "разговевшихся" своего приятеля.

Тот поглядел в сторону Алтаря и произнес:

- На цыганском.

- Почему ты так решил?

- А ты посмотри, кто читает…


СОРОКОВЫЕ ГОДЫ


Мне говорили, что в один из послевоенных годов Пасха совпала с советским праздником - 1 мая. Партийные начальники обратили на это внимание, и тогда кто-то из них предложил обратиться к Патриарху Алексию I с просьбой Пасху перенести. Но до такой глупости дело не дошло, поскольку Сталин обучался в семинарии и имел понятие о том, что такое богослужебный устав и церковный календарь…


ПЯТИДЕСЯТЫЕГОДЫ


В начале пятидесятых на механико-математическом факультете Московского университета преподаватель политической экономии социализма обратился к своим студентам со следующими словами укоризны:

- Вот вы все тут комсомольцы… А вот недавно была Пасха, так каждый из вас наверняка и крашеные яйца ел и кулича попробовал…

С точки зрения этого "марксиста", потребляя то, что освящено в Церкви, комсомолец "осквернялся"…


ШЕСТИДЕСЯТЫЕГОДЫ


Я стал прихожанином Скорбященского храма на Большой Ордынке в 1967 году. На следующую Пасху – в шестьдесят восьмом – я принимал участие в "крестном ходе". Мы шли с пением по церковному двору вдоль чугунной ограды, за которой находится сквер. На тамошних невысоких деревьях сидели юные (лет по 15-17) девицы, было их не меньше десятка, и все они хором скандировали:

- Ба-тю-шки!.. Ба-тю-шки!.. Мы то-же хо-тим в се-ми-на-рию!..



СЕМИДЕСЯТЫЕГОДЫ


Накануне Пасхи, в Великую Субботу в московских храмах освящаются снеди. Это вызывает большое стечение людей - по большей части вовсе не церковных. Один из моих приятелей был свидетелем такой сценки. Возле храма на Ордынке стояла огромная очередь желающих освятить свои куличи и яйца. А по улице шел обычный советский человек вместе с сыном.

Увидев очередь перед храмом мальчик удивился и спросил отца:

- Зачем они тут стоят?

Тот взглянул на очередь и деловито произнес:

- Пасха! Страшное дело!



ВОСЬМИДЕСЯТЫЕГОДЫ


На первый День Пасхи особенно проявляется одичание современных русских людей. Несметными толпами они устремляются на кладбище и там, подобно древнейшим язычникам, пируют и пьянствуют "на гробах".

Я мог бы предложить социологам и психологам интереснейшую тему для исследований. Надо провести опросы на городских и сельских кладбищах в День Пасхи.

Следует поинтересоваться у людей: почему они приходят сюда именно в этот День? Отчего они тут едят и пьют? Верят ли они в загробную жизнь?

Результаты могут быть весьма любопытными, тут может выявиться нечто вроде новой бездуховной религии с грубыми суевериями и примитивными обрядами.

Современные поминки, совершаемые на кладбищах и в домах, сами по себе превратились в некий особый ритуал, который отчасти заменяет поминовение христианское, церковное. Во время этих трапез непременно ставится полная стопка водки "для покойника". В некоторых домах она так и стоит от похорон до сорокового дня.

В первой половине восьмидесятых я служил в кладбищенском храме под Ярославлем. На первую Пасху поразило меня то обстоятельство, что практически на каждой могиле лежала снедь и стояла полная стопка водки… Это прекрасно знали местные пьяницы, и к концу дня, когда родные покойников уходили с погоста, туда тянулись иного рода посетители…

А вечером, когда удалялись и "алкаши" - кто на четвереньках, а кто и ползком – начиналось раздолье для ворон и крыс… (Последние, как известно, принадлежат к темживотным, которых привлекает алкоголь.)

Помнится, иду яиз храма домой и вижу такую картинку. На одной из могил лежат крашеные яйца, куски кулича и, разумеется, стоит стопка водки. А над ней на задних лапках стоит крыса. Зверек изредка наклоняет мордочку – хлебнет, оглядится и опять хлебнет…


ДЕВЯНОСТЫЕ ГОДЫ


Во времена Ельцина, когда с празднования Пасхи были сняты все запреты, встретил я старого знакомого, был он отставной полковник. Говорю ему:

- Иван Петрович, Христос Воскресе!

- Так точно, - отвечает старый служака.



XXI ВЕК


А в заключение - современный анекдот.

Вообразите себе пасхальную ночь в соборе большого города. В Алтаре – Митрополит, викарный епископ, архимандриты, священники, диаконы, прислужники…

Неподалеку от Алтаря стоит все местное начальство во главе с губернатором…

Вот-вот начнется крестный ход, идут последние приготовления…

И тут в храм врываются тридцать человек в камуфляже, в черных масках и с автоматами в руках… Главарь кричит истошным голосом:

- Все православные встать к этой стене!.. Все прочие – свободны!..

И люди начинают выбегать из храма…

В конце концов в опустевшей церкви стоят у стены - восьмидесятилетний, трясущийся от старости священник, полуспившийся протодиакон, два пожилых прислужника, три монахини и еще человек пятнадцать…

Тогда главный налетчик снимает маску с лица и обращается к старому иерею:

- Ну вот, батюшка… А теперь спокойно начинайте службу…





(Написано для газеты "Время новостей")




[ Назад к списку ]

 
Copyright 2006-2007. Храм св. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских
на Головинском кладбище в Москве.
E-Mail: Напишите нам    Тел.: (495) 450 5918
All Rights Reserved.



Hosted by uCoz