XIX ВЕК
В московских церквах до сих пор соблюдается старинный обычай
– на Пасху, в Святую ночь, священнослужители несколько раз меняют
свои облачения. (Я сам переоблачаюсь восемь раз.) Коренной москвич,
покойный архиепископ Киприан (Зернов) в свое время объяснил
мне, как это зародилось. В старой Москве, если умирал состоятельный
человек или его близкий родственник, непременно покупался большой
кусок драгоценной парчи, которой покрывали гроб, пока он стоял
в церкви. Затем гроб уносили, а парча оставалась в храме, и
из нее за счет родных умершего шили два облачения – для священника
и для диакона. А когда приближалось Светлое Христово Воскресение,
многие именитые прихожане обращались к настоятелю с одной и
той же просьбой:
- На Пасху послужите в наших облачениях…
Так вот, чтобы не обидеть никого из благоукрасителей храма,
хитроумные московские попы и ввели обычай в Святую ночь множество
разменять ризы…
Вот цитата из книги о Митрополите Московском Филарете (Дроздове):
"Как-то на Пасху в одной сельской церкви при разделе приношений
случилась скандальная история. Диакон настаивал на справедливом
делении снеди, а дьячок ему не повиновался. Тогда диакон, выйдя
из терпения, стал топтать приношение ногами… Дьячок бросился
на него с кулаками. Священник, услышав шум и ругань, выглянул
из Алтаря и засвистел, дескать, "вот тебе и кулич с яйцами"..
О случившемся доложили митрополиту Филарету. На донесении Святитель
наложил такую резолюцию:
"Священника-свистуна, диакона-топтуна и дьячка-драчуна
отдать под начал.." и проч."
ХХ ВЕК
ДЕВЯТИСОТЫЕ ГОДЫ
В некоем местечке на Украине в День Пасхи по улице шел православный
священник. А навстречу ему – местный раввин. Отношения у них
были добрососедские, а потому батюшка радостно приветствовал
иудея:
- Рувим Соломонович, Христос Воскресе!
Раввин затруднился с ответом. Сказать "воистину Воскресе!"
он не мог - это было бы против его религиозных убеждений. Но
и не ответить на приветствие было бы нехорошо, неправильно…
А потому, выдержав некоторую паузу, раввин произнес:
- Да. Я знаю. Иван Иванович мне уже говорил.
(Этот анекдот мне когда-то рассказал Лев Николаевич Гумилев.)
ДВАДЦАТЫЕ ГОДЫ
Дочь знаменитого дрессировщика и клоуна Дурова, Анна Владимировна,
рассказывала мне об одном диспуте, участником которого был ее
отец. Он там представлял "атеистическую науку", а
религию какой-то священник. Во время дискуссии батюшка заявил:
- Я очень просто могу доказать и то, что Господь Иисус Христос
существовал в истории, и самый факт Его воскресения…
Затем он повернулся к многочисленной аудитории и воскликнул:
- Христос Воскресе!
- Воистину Воскресе! – отозвались сотни голосов.
(В своих воспоминаниях архиепископ Никон (Фомичев) сообщает,
что к этому же приему прибегал во время диспутов и обновленческий
"митрополит" Александр Введенский.)
ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ
Это - рассказ моего друга протоиерея Владимира Шишкова, относящийся
к тридцать пятому году. Будущий Святитель Иоанн (Максимович)
был только что поставлен в епископы Зарубежной Церкви. Этот
удивительный человек был не чужд того, что именуется "подвигом
юродства" - круглый год ходил в сандалиях на босу ногу,
волосы никогда не расчесывал…
Дело происходило в Белграде, в тамошнем "русском соборе".
Некоторые из прихожан смотрели на пасхальный крестный ход, а
после начала утрени шли домой - разговляться. Часть этих людей
потом возвращалась в храм, но уже изрядно выпив и закусив…
Шишков рассказывал мне, что его отец был свидетелем такой сценки.
Два подвыпивших человека стояли на пасхальной литургии, которую
соборне служили несколько архиереев. В эту ночь Евангелие звучит
на разных языках, и благовествование на древнееврейском читал
Святитель Иоанн. Был он довольно смуглым, а пряди его черных
волос по обыкновению торчали в разные стороны.
- Это на каком языке читают? – спросил один из "разговевшихся"
своего приятеля.
Тот поглядел в сторону Алтаря и произнес:
- На цыганском.
- Почему ты так решил?
- А ты посмотри, кто читает…
СОРОКОВЫЕ ГОДЫ
Мне говорили, что в один из послевоенных годов Пасха совпала
с советским праздником - 1 мая. Партийные начальники обратили
на это внимание, и тогда кто-то из них предложил обратиться
к Патриарху Алексию I с просьбой Пасху перенести. Но до такой
глупости дело не дошло, поскольку Сталин обучался в семинарии
и имел понятие о том, что такое богослужебный устав и церковный
календарь…
ПЯТИДЕСЯТЫЕГОДЫ
В начале пятидесятых на механико-математическом факультете Московского
университета преподаватель политической экономии социализма
обратился к своим студентам со следующими словами укоризны:
- Вот вы все тут комсомольцы… А вот недавно была Пасха, так
каждый из вас наверняка и крашеные яйца ел и кулича попробовал…
С точки зрения этого "марксиста", потребляя то, что
освящено в Церкви, комсомолец "осквернялся"…
ШЕСТИДЕСЯТЫЕГОДЫ
Я стал прихожанином Скорбященского храма на Большой Ордынке
в 1967 году. На следующую Пасху – в шестьдесят восьмом – я принимал
участие в "крестном ходе". Мы шли с пением по церковному
двору вдоль чугунной ограды, за которой находится сквер. На
тамошних невысоких деревьях сидели юные (лет по 15-17) девицы,
было их не меньше десятка, и все они хором скандировали:
- Ба-тю-шки!.. Ба-тю-шки!.. Мы то-же хо-тим в се-ми-на-рию!..
СЕМИДЕСЯТЫЕГОДЫ
Накануне Пасхи, в Великую Субботу в московских храмах освящаются
снеди. Это вызывает большое стечение людей - по большей части
вовсе не церковных. Один из моих приятелей был свидетелем такой
сценки. Возле храма на Ордынке стояла огромная очередь желающих
освятить свои куличи и яйца. А по улице шел обычный советский
человек вместе с сыном.
Увидев очередь перед храмом мальчик удивился и спросил отца:
- Зачем они тут стоят?
Тот взглянул на очередь и деловито произнес:
- Пасха! Страшное дело!
ВОСЬМИДЕСЯТЫЕГОДЫ
На первый День Пасхи особенно проявляется одичание современных
русских людей. Несметными толпами они устремляются на кладбище
и там, подобно древнейшим язычникам, пируют и пьянствуют "на
гробах".
Я мог бы предложить социологам и психологам интереснейшую тему
для исследований. Надо провести опросы на городских и сельских
кладбищах в День Пасхи.
Следует поинтересоваться у людей: почему они приходят сюда именно
в этот День? Отчего они тут едят и пьют? Верят ли они в загробную
жизнь?
Результаты могут быть весьма любопытными, тут может выявиться
нечто вроде новой бездуховной религии с грубыми суевериями и
примитивными обрядами.
Современные поминки, совершаемые на кладбищах и в домах, сами
по себе превратились в некий особый ритуал, который отчасти
заменяет поминовение христианское, церковное. Во время этих
трапез непременно ставится полная стопка водки "для покойника".
В некоторых домах она так и стоит от похорон до сорокового дня.
В первой половине восьмидесятых я служил в кладбищенском храме
под Ярославлем. На первую Пасху поразило меня то обстоятельство,
что практически на каждой могиле лежала снедь и стояла полная
стопка водки… Это прекрасно знали местные пьяницы, и к концу
дня, когда родные покойников уходили с погоста, туда тянулись
иного рода посетители…
А вечером, когда удалялись и "алкаши" - кто на четвереньках,
а кто и ползком – начиналось раздолье для ворон и крыс… (Последние,
как известно, принадлежат к темживотным, которых привлекает
алкоголь.)
Помнится, иду яиз храма домой и вижу такую картинку. На одной
из могил лежат крашеные яйца, куски кулича и, разумеется, стоит
стопка водки. А над ней на задних лапках стоит крыса. Зверек
изредка наклоняет мордочку – хлебнет, оглядится и опять хлебнет…
ДЕВЯНОСТЫЕ ГОДЫ
Во времена Ельцина, когда с празднования Пасхи были сняты все
запреты, встретил я старого знакомого, был он отставной полковник.
Говорю ему:
- Иван Петрович, Христос Воскресе!
- Так точно, - отвечает старый служака.
XXI ВЕК
А в заключение - современный анекдот.
Вообразите себе пасхальную ночь в соборе большого города. В
Алтаре – Митрополит, викарный епископ, архимандриты, священники,
диаконы, прислужники…
Неподалеку от Алтаря стоит все местное начальство во главе с
губернатором…
Вот-вот начнется крестный ход, идут последние приготовления…
И тут в храм врываются тридцать человек в камуфляже, в черных
масках и с автоматами в руках… Главарь кричит истошным голосом:
- Все православные встать к этой стене!.. Все прочие – свободны!..
И люди начинают выбегать из храма…
В конце концов в опустевшей церкви стоят у стены - восьмидесятилетний,
трясущийся от старости священник, полуспившийся протодиакон,
два пожилых прислужника, три монахини и еще человек пятнадцать…
Тогда главный налетчик снимает маску с лица и обращается к старому
иерею:
- Ну вот, батюшка… А теперь спокойно начинайте службу…
(Написано для газеты "Время новостей")
[ Назад к списку ]