Имя протоиерея Михаила Ардова хорошо известно читающей
России и русскому зарубежью: еще в советское время из его уст
печатно прозвучали обвинения в адрес священнослу- жителей в
маловерии. Профессиональный публицист - выпускник журфака МГУ,
Михаил Викторович в 1980 году принял священный сан служителя
Московского Патриархата, а уже в 1993 году он переходит в Российскую
Православную Свободную Церковь, являющуюся частью Русской Зарубежной
Церкви. Наш корреспондент Андрей Морозов встретился с ним.
- А что, в царской России общество было более религиозно?
Тогда, говорят, и чудеса чаще были. А почему сейчас-то веры
мало?
- Чудеса и сейчас происходят, просто их никто не замечает. Да
и в царской России было очень много плохого. Если бы все так
было хорошо, то ни Россия, ни церковь не рухнули бы. Иоанн Кронштадтский
и его предшественники предсказывали, что произойдет с Россией,
если русский народ не покается и не вернется в лоно православия.
Главным образом это, конечно, касалось образованного сословия,
интеллигенции. Но вот как раз они-то и добили Россию.
- Что же вы так русскую интеллигенцию-то не любите?
- Русская интеллигенция повинна в национальной катастрофе, она
растлевала народ целенаправленно, начиная с XIX века. Был такой
замечательный епископ и проповедник Амвросий Харьковский. Он
говорил: "Можно не только предсказать, но и вычислить,
когда произойдет катастрофа, когда будет падение русского народа.
Это будет тогда, когда людей, которые отлучены от христианства
и занимаются модным просвещением, будет больше, чем людей христиански
нравственных". Этот баланс как раз нарушился к 1917-му
году. К тому времени на войне погибли лучшие верующие люди,
верные своему монарху. Потом те нравственные люди, кто примкнул
к белому движению, тоже были или убиты, или вынуждены эмигрировать.
И все это было предсказано с удивительными подробностями. Так,
например, в 1907 году архиепископ Антоний Храповицкий, потом
ставший митрополитом и основателем зарубежной церкви, говорил
в своей проповеди: "Если в России не будет монархии, то
все народности будут требовать автономии. Автономии будут требовать
даже такие народности, о которых мы сейчас ничего не слышим,
например, казанские татары". Но, к сожалению, русская интеллигенция
вроде Александра Блока предпочитала "слушать революцию",
а не пророков. Ну вот и наслушались.
- Для него это кончилось очень печально.
- Для всех, не только для него. Он написал сатанинскую поэму
"Двенадцать" и во цвете лет увял. Действительно, русская
интеллигенция несет самый большой грех перед Россией. Она свалила
империю, и сама погибла под ее развалинами. К власти пришли
такие бандиты, как Ленин, Сталин и Дзержинский, они хорошо позаботились
о том, чтобы уничтожить интеллигенцию. Ведь Ленин не просто
исчадие ада. Ленин - это русский интеллигент, доведенный до
своего логического конца.
- Если почитать "Уединенное" Розанова,
то можно в этом убедиться: интеллигенция на своих религиозных
собраниях предлагала реформировать церковь. Тот же Розанов предлагал
устраивать брачные ночи в храме, правда, в специальном приделе.
- Все это было чудовищно... Розанов вообще довольно смрадная
фигура, в конце жизни он покаялся... Это человек без всяких
убеждений - то он прославлял иудеев, то становился антисемитом,
то он русских попов прославлял, то осуждал церковь.
- А почему, кстати, среди церковников так развит
антисемитизм?
- Это не церкви свойственно, это свойственно почти всем народам.
Во время войны Сталин командировал Михоэлса в США для того,
чтобы тот собирал деньги у евреев для Красной Армии. Он довольно
много денег там набрал. Его принимал Эйнштейн и спросил: "Существует
ли антисемитизм в Советском Союзе?" Михоэлс приехал как
сталинский агитатор и стал рассказывать, что в Советском Союзе
все нации равны, на что Эйнштейн ему сказал: "Оставьте,
я-то знаю, что антисемитизм - это тень еврейского народа, которую
он отбрасывает везде, где бы ни появился".
Кроме того, по мысли не любимого мною Бердяева, но тут я с ним
согласен полностью, христианство относится к любой национальности
толерантно, для христианства национальности не существует, но
еврейский народ составляет исключение, потому что еврейкой была
Божья Матерь, Христос воплотился среди еврейского народа, и
из евреев будет Антихрист. Поэтому христианство относится к
евреям с особой настороженностью.
- Когда началась перестройка, огромный интерес к
религии был как-то понятен: люди разуверились в КПСС, и Церковь
могла занять это место. Но как объяснить почти безразличное
отношение к вере сегодня?
- Христианство было запретным плодом, поэтому оно и вызвало
некоторый интерес. Но этот интерес развеялся после 1988 года,
после того, как пышно отпраздновали тысячелетие крещения Руси.
Московская Патриархия к этому была не готова и упустила этот
момент. Она ничего не сделала для того, чтобы привлечь сердца
людей, да и не могли этого сделать, потому что у них не было
в то время достаточно образованных священников, способных на
проповедь в современном мире. Современным людям никакая серьезная
религиозная жизнь не нужна - они все заняты погоней за земными
благами по примеру западных обществ.
- Знаете, больше всего, что меня поражает, когда
прихожу в храм, - это различие между иконами и священниками.
На иконах скорбь, а лица священников сытые и довольные.
- Мы живем в последние христианские времена. Мир скатывается
к апокалипсису с очень большой скоростью. Московская Патриархия
является не только потому лжецерковью, что она основана безбожником
Сталиным и его бандитами-подручными, но и потому, что она относится
к так называемому мировому православию, то есть связана с модернистами,
экуменистами, со всеми теми, кто, в конце концов, составит религию
Антихриста. В мире сейчас больше нет православных патриархов,
все они по большей части "новостильники", в их числе
находится и Московский Патриарх со всем своим синодом и своими
епископами. Это уже пародия на Церковь, это не Церковь.
- Вы как-то рассказывали о признании прихожанина:
"Верю. Конечно, верю. Ну, не так, конечно, верю... Некоторые
верят, ну, прям взахлеб". Насколько это типично для России?
- У нас всего 3 процента населения ходят в православные храмы.
Понятно, что при коммунистах были безбожники и разрушались храмы,
убивали священников. Но в Англии в англиканско-католические
храмы ходят те же 3 процента. Это нормальный для современного
христианского мира процент, он будет еще уменьшаться.
Москва - город с населением 12 миллионов человек, а в храмы
в пасхальную ночь приходит 150 тысяч, в лучшем случае - 200
тысяч. А ведь тот, кто не пошел в пасхальную ночь в храм, уже
не считается православным человеком. Повторю, мы живем в последние
христианские времена.
- Вот вы несколько раз сказали, что Русская Православная
Церковь не покаялась. А в чем именно она должна покаяться?
- В том, что они не христиане, а еретики и деляги. Христианство
начинается с покаяния. Вот определение христианства, данное
Иоанном Златоустом: "Христианин - человек кающийся".
Они даже не способны осудить своих предшественников, которые
поздравляли Сталина с 70-летием в совершенно холуйском, позорном
тоне. А раз Московский Патриархат не способен к покаянию - значит,
он к христианству отношения не имеет.
- В самом святом месте России - Оптиной пустыни...
- Это не самое святое место России. И вообще, никаких подлинных
монастырей в России нет. Это туристские центры. Святитель Игнатий
Брянчанинов, настоящий монах, говорил, что "монашество
- подвиг, не данный нашему времени". Он предсказывал, что
будет падение монастырей. И действительно, падение произошло,
все монастыри в России были закрыты. Те же, кто сегодня находится
в монастырях, от монашества очень далеки. Разве что у греков-старостильников
есть несколько монастырей, несколько скитов на Афоне.
- Вы не только публицист, но и литературовед. За
что же вы разгромили роман "Мастер и Маргарита"?
- Это чудовищное, кощунственное произведение. Булгаков опровергает
всех евангелистов. Это сатанинский роман. В качестве положительных
героев выведены черти, и в центре этого романа находится черная
сатанинская месса с ритуальным убийством, с этой чашей из головы
Берлиоза. Это неудачная вещь, неудачная литературно. Слава Богу,
что он вышел из моды, и думаю, что он скоро забудется.
- А вот сатанинские секты расплодились во множестве.
Чем они так привлекательны?
- Поклонение врагу рода человеческого гораздо легче, чем христианский
подвиг с постом и молитвой. Все окружено каким-то таинственным
ореолом, и к тому же молодые люди вообще склонны к негативизму.
- Скажите, любой, кто не причастен к Церкви и не
крещен, переходит во власть дьявола?
- Нет. Так говорить нельзя. Но, безусловно, что тот, кто не
ищет спасения в Церкви, в той или иной мере попадает в его власть.
Власть мира - это и есть власть дьявола. То есть человек, который
живет мирскими заботами и не заботится о своем спасении, конечно
же, находится во власти дьявола. Но есть сознательные сатанисты,
приверженцы мерзких культов, а есть пассивные, которые просто
живут для того, чтобы обогащаться, иметь дачи, машины, развратничать,
объедаться. Вот они во власти дьявола.
- И кого, по-вашему, сейчас больше на земле, верующих
или..?
- Во все времена было больше людей, которые не думали о своем
спасении и не хотели думать. Христианство - это религия противоестественная.
Все, что греховному человеческому естеству хочется, в христианстве
запрещено. Соответственно, истинных христиан во все времена
было очень мало.
Пока были христианские империи в Средние века и те, кого называют
сегодня элитой общества, были в какой-то мере ориентированы
на Церковь и на спасение, - простые люди к этому тянулись. Ведь
были же святые князья и праведные помещики, были купцы - благочестивые
храмостроители. А теперь все видят, что влиятельные и образованные
люди заняты обустройством своих земных дел. Поэтому и все прочие
этим занимаются.
- Золото в храмах, сотовые на шее у священников
рядом или вместо крестов, растущие тарифы на воцерковление...
Не торжники ли это, которых изгонял из Храма Христос? Где она
- истинная церковь?
- Чтобы понять это, нужно читать христианские книги. А что касается
золота, то еще Господь в Ветхом завете велел приносить в храм
золото и делать украшения из самых драгоценных материалов. Золото
в Храме никого не должно смущать, его отсутствие или присутствие
ничего не прибавляет.
Человек, который хочет заниматься своим спасением, должен смотреть
не на священнические облачения и не на украшения икон, а должен
читать апостольские книги, слушать проповеди и смотреть, насколько
это соответствует учению православной церкви. Там, где Господь,
там и истина.
"МОЛОДЕЖЬ ТАТАРСТАНА"
13 мая 2004 г
[ Назад к списку ]