Газета "Московский церковный вестник"
в номере 14-15 (243-244) опубликовала "Итоговый документ
семинара "Отношения Русской Православной Церкви и властей
в России в 20-е - 30-е годы". Семинар этот состоялся в
мае 2002 г., председательствовал на нём митрополит Минский и
Слуцкий Филарет, возглавляющий "синодальную богословскую
комиссию", а 18 июля того же года "документ"
был утвержден решением "священного синода". Причиной,
по которой был собран вышепомянутый семинар и появился "итоговый
документ", стал, как нам объясняют, "продолжающийся
трудный диалог Русской Православной Церкви и РПЦЗ".
Публикация занимает целую газетную страницу, в тексте имеется
предисловие, 16 пунктов и заключение. Если бы я поставил себе
задачу подробно разобрать все недомолвки и лживые утверждения
(а именно из них состоит этот "документ"), потребовалось
бы составить трактат солидного объема, и я решил ограничиться
лишь самыми необходимыми замечаниями.
Главная цель авторов "итогового документа" - есть
защита и оправдание всех (включая самые возмутительные) деяний
Митрополита Сергия (Страгородского). Нет, например, никакого
упоминания о том, что он узурпировал власть в Церкви, что он
превысил свои полномочия и что сам Патриарший Местоблюститель
Митрополит Петр (чьим заместителем был Сергий) отнюдь не одобрил
соглашательскую по отношению к безбожной власти политику.
В пункте 3 "документа" читаем: "Установка на
нормализацию отношений с властями не может быть истолкована,
как предательство церковных интересов. Она была принята ещё
святым Патриархом Тихоном, а также нашла свое выражение в так
называемом "Послании соловецких епископов", написанном
в 1926 году, то есть за год до опубликования "Послания
Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и временного Патриаршего
Синода". Суть изменений в позиции Священноначалия заключалась
в том, что, не признав поначалу законности новой власти, установившейся
после переворота октября 1917 года, впоследствии, с упрочением
этой власти, Церковь была вынуждена признать её в качестве государственной
и установить с ней двусторонние отношения. Эта позиция не является
предосудительной; исторически Церковь неоднократно оказывалась
в ситуации, когда сама она вынуждена была взаимодействовать
с неправославными правителями (например, в золотоордынский период
или в мусульманской Османской империи)."
Постараемся разобраться в этом пассаже. Да, у Святителя Тихона
и у "соловецких епископов" было желание заключить
с властями некий конкордат, который обеспечил бы Церкви легальное
существование. Но у большевиков были иные цели, они стремились
поработить Православную Церковь, сделать её послушным орудием
в своих кровавых лапах. Об этом свидетельствуют многие ныне
рассекреченные и опубликованные документы. В частности "Доклад
начальника 6-го отделения СООГПУ о проделанной работе по церковникам
и сектантам в прошлом 1923 году", печально известного Евгения
Тучкова на имя "Зам. пред. ОГПУ тов. Менжинского".
(Я цитирую по сборнику "Религия и демократия" (М.,
1993, стр. 193).) В этом документе с грифом "Сов. секретно"
говорится о том, что чекисты поставили себе цель - "создать
осведомительную сеть <...> и руководить через неё всей
церковью." И далее: "... направить церковь по такому
пути, какой нам был нужен..."
А вот ещё один документ - "Доклад помощника уполномоченного
секретного отдела ВЧК об агентурной и осведомительной работе
среди духовенства за 1921 год" ("Известия" N
18, 23.01.1992 г.). Здесь обращает на себя особенное внимание
такой абзац: "Материальное заинтересование того или иного
осведомителя среди духовенства необходимо, при том же субсидии
денежные и натурой без сомнения их будут связывать более с нами
и в другом отношении, а именно в том, что он будет вечный раб
ЧК, боящийся расконспирировать свою деятельность."
К этому я хотел юы прибавить важное свидетельство. В 1980 году
мне довелось познакомиться с замечательным человеком - Михаилом
Николаевичем Ярославским, в молодости он был старшим иподиаконом
Архиепископа Углического Серафима (Самойловича). В 1983-м я
записал на магнитофон то, что Михаил Николаевич помнил о об
этом замечательном иерархе и Новомученике. Между прочим М.Н.Ярославский
поведал мне нижеследующее:
"В течение ста дней Владыке Серафиму пришлось управлять
всей Русской Православной Церковью. Это было в 1926 году. Митрополит
Сергий был в заключении, все были в заключении... И вот он управлял.
Владыка мне говорил, что ему, как главе Церкви, власти тогда
предложили синод. И указали кого - членами синода. Он не согласился.
И сразу получил три года Соловецких лагерей. Но он Церковь никому
не передал, а написал или сказал, что объявляет автокефалию
каждой епархии. Так как глава Церкови - лишний кандидат в тюрьму.
И его после этого тут же освободили. А вскоре был освобожден
митрополит Сергий. И им был создан синод из всех тех членов,
которых власти предлагали Владыке Серафиму."
Так что напрасно первый "сергианский" синод наименовался
"патриаршим", на самом деле он был "гепеушный"
и, как можно догадаться, состоял из "вечных рабов ЧК".
Степень изначальной подчиненности митрополита Сергия и его приспешников
своим хозяевам с Лубянки может быть продемонстрирована на таком
красноречивом примере. Это - свидетельство известного церковного
писателя, протопресвитера Михаила Польского из его книги "Положение
Церкви в советской России" (Спб, 1995, стр. 58). (Речь
идет о событии 1929 года.)
"Митр. Сергию, конечно, самому же первому пришлось пожинать
результаты своего союза с властью. Перед одной своею литургиею
он получил телеграмму из Петрограда о смерти в тюрьме Архиеп.
Илариона (Троицкого – М.А.). Митрополит заплакал. Но когда после
литургии его попросили о панихиде по усопшем, Митрополит ответил:
"Распоряжение ещё не получено."
Пункт 4 "итогового документа": "Одними из главных
объектов критики действий митрополита Сергия как заместителя
Патриаршего Местоблюстителя являются перемещения архиереев и
наложение прещений на клириков. Перемещение правящего епископа
может считаться вынужденной мерой, совершенной по икономии и
во благо Церкви в том случае, если имело место запрещение властей
на его пребывание в кафедральном городе. Такая практика являлась
обычной в дореволюционный Синодальный период. Прещения, наложенные
митрополитом Сергием, не носили характера церковно-судебных
приговоров, а являлись предсудебными решениями, действующими
в соответствии с канонами до производства суда, что и было подтверждено
последующей канонизацией некоторых из подвергнутых прещениям
(в том числе некоторых из так называемых "непоминающих").
Что ни слово – то ложь. Чекисты руками Сергия и его сообщников
("гепеушного синода") не только "перемещали архиереев",
но и налагали на них противозаконные прещения. И это при том,
что, согласно канонам, без суда, на котором должны строго соблюдаться
многочисленные формальные условия, епископ не может быть подвергнут
никакому наказанию.
(Ссылка на практику "синодального периода" не является
корректной, так как самый этот Синод, учрежденный при Петре
I, был в полной мере антиканоничным.)
Лживым является и утверждение, будто "прещения, наложенные
митрополитом Сергием, не носили характера церковно-судебных
приговоров." Вот цитата из "Деяния заместителя патриаршего
местоблюстителя и временного при нём патриаршего синода"
от 16 марта 1928 года (я цитирую по книге "Акты Святейшего
Тихона, патриарха Московского и всея России, позднйшие документы
и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти",
М., 1994):
"Епископы Виктор (Островидов), Дмитрий (Любимов), Сергий
(Дружинин), Алексий (Буй) и др. были запрещены в священнослужении
собором епископов – временным патриаршим синодом.
<...>
Указанные епископы, в том числе митрополиты Агафангел (Преображенский)
и Иосиф (Петровых) <...> по церковному обычаю должны быть
лишены всякой священнической чести, подлежат не только запрещению
в священнослужении, но и низложению, как отступники, сотворившие
раскол."
И вот такие "решения" участники патриархийного семинара
именуют "предсудебными"!
В их "итоговом документе" нет даже попытки ответить
на самый главный вопрос: кто был прав большевицкий прислужник
митрополит Сергий или те, кого он по указанию чекистов "запрещал"
и "низлагал", именуя "отступниками, сотворившими
раскол"?
То обстоятельство, что на патриархийном "соборе" 2000
года "запрещенные отступники" были канонизированы
без всякого судебного разбирательства, лишний раз свидетельствует
о беспринципности "сергиан" и их абсолютном пренебрежении
к существующему в Православии каноническому праву.
На том самом "соборе" прямые наследники митрополита
Сергия пропели величание тем, кто общению с ними и диктату безбожников
предпочёл гонения и мученическую кончину... И это наводит на
мысль о гневных словах Спасителя:
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы
пророкам и украшаете памятники праведников.
И говорите: "если бы мы были во дни отцов наших, то не
были бы сообщниками в пролитии крови пророков";
Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья
тех, которые избили пророков." (Мтф, 23, 29–31)
Пункт 7: "Разрыв общения между Московским Патриархатом
и частью Русской Церкви, находившейся за границей, произошёл
в период политического проивостояния большевистского режима
в России и иных государств, на территории которых нашли убежище
миллионы русских православных людей. Политически окрашеными
были и решения зарубежных церковных соборов 1920-х годов. Во
всех испытаниях, которые выпали на долю Русской Церкви в минувшем
столетии, присутствует политический фактор, который следует
учитывать при церковно–историческом анализе."
Ну что ж, попробуем приступить к такому анализу.
Общеизвестно, что Церковь Воинствующая т.е., существующая в
этом мире, не может так или иначе не вовлекаться в политику.
Епископы, оказавшиеся за рубежом, как и все здравомыслящие люди,
понимали, что власть в России захватила политическая банда и
что большевики физически истребляют и духовно калечат подвластный
им народ. Ещё в 1921 году собор в Сремских Карловцах обратился
с посланием к участникам Генуэзской конференции, в частности
там говорилось:
"Народы Европы! Народы мира! Пожалейте наш добрый, открытый,
благородный по сердцу народ русский, попавший в руки мировых
злодеев! Не поддерживайте их, не укрепляйте их против ваших
детей и внуков! А лучше помогите честным русским гражданам.
Дайте им в руки оружие, дайте им своих добровольцев и помогите
изгнать большевиков – этот культ убийства, грабежа и богохульства
– из России и всего мира." (Русская Православная Церковь
заграницей, N.Y., 1968, т.I, стр. 32)
И до самых последних времен Зарубежная Церковь была бескомпромиссна
по отношению к богоборческому и аморальному большевицкому режиму,
гласно обличала лживость и жестокость "советской власти".
А Митрополит Сергий, его приспешники и наследники, под диктовку
с Лубянки всячески оправдывали безбожных палачей и растлителей
народов России, замалчивали и отрицали большевицкие преступления,
да к тому же распространяли свою циничную теорию о том, будто
бы людоедская идеология коммунизма сродни христианскому учению.
В 1949 году исполнилось семьдесят лет самому кровавому тирану
за всю историю человечества – Иосифу Сталину. В двенадцатом
номере "Журнала Московской Патриархии" за тот год
было опубликовано холуйское, льстивое письмо, в котором все
тогдашние "сергианские" епископы поздравили юбиляра
– главного палача Церкви и отечества. Это поздравление, пожалуй,
наиболее позорный документ за всю историю Российского Православия.
Для наглядности процитируем самое начало и конец этого письма:
"Глубокочтимый и дорогой Иосиф Виссарионович!
В день Вашего семидесятилетия, когда всенародное чувство любви
и благодарности к Вам – Вождю, Учителю и Другу трудящихся –
достигло особой силы и подъема, мы, церковные люди, ощущаем
нравственную потребность присоединить свой голос к мощному хору
поздравлений и выразить Вам те мысли и пожелания, которые составляют
особенно драгоценную часть нашего духовного достояния.
Как граждане Великой Советской страны и верные чада своего народа,
мы прежде всего чтим подвиг Вашей многоплодной жизни, без остатка
отданной борьбе за свободу и счастье людей, и усматриваем в
этом подвиге исключительную силу и самоотверженность Вашего
духа. Нам особенно дорого то, что в деяниях Ваших, направленных
к осуществлению общего блага и справедливости, весь мир видит
торжество нравственных начал в противовес злобе, жестокости
и угнетению, господствующим в отживающей системе общественных
отношений.
<...>
И теперь, ощущая на каждом шагу своей церковной и гражданской
жизни благие результаты Вашего мудрого государственного руководства,
мы не можем таить своих чувств и от лица Русской Православной
Церкви приносим Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, в день Вашего
семидесятилетия глубокую признательность и, горячо приветствуя
Вас с этим знаментальным для всех нас, любящих Вас, днём, молимся
об укреплении Ваших сил и шлем Вам молитвенное пожелание многих
лет жизни на радость и счастье нашей Великой Родины, благословляя
Ваш подвиг служения ей и сами вдохновляясь этим подвигом Вашим."
Честное слово, на месте участников патриархийного семинара я
бы не включал в "итоговый документ" пункта под номером
7. На сей счет есть хорошая английская поговорка: "Живущему
в стеклянном доме не следует швыряться камнями."
Эта же пословица приходит на ум, когда читаешь пункт 10: "Обвинения
к коллаборационизме с антирелигиозной властью, выдвигаемые в
адрес митрополита Сергия представителями Зарубежной Церкви,
могут быть некоторым образом "уравновешены", если
вспомнить факты сотрудничества находившихся в эмиграции иерархов
с нацистским режимом, со спецслужбами различных государств и
т.п. Однако в целях развития плодотворного диалога Русской Православной
Церкви с теми представителями Зарубежной Церкви, которые ищут
пути к воссоединению с Московским Патриархатом, не стоит акцентировать
внимание на подобных фактах, дабы избежать тупиковой ситуации
взаимных обвинений. Вместе с тем, нельзя и забывать об этих
фактах, поскольку иначе вступает в действие двойной стандарт."
И как тут не вспомнить евангельскую притчу о "бревне"
и "сучке" (Мтф. 7, 3-5)? Сергиане стремятся "уравновесить"
"бревно" из своего глаза с "сучком" из глаза
"зарубежников". Никаких конкретных "фактов"
прямого сотрудничества заграничных иерархов и клириков с нацистами
и со "спецслужбами различных государств" опубликовано
не было. Другое дело, что многие истинные русские патриоты в
свое время возложили на немцев свое упование. Дескать, с их
помощью наш народ сможет сбросить безбожную и кровожадную советскую
власть. Не вина, а беда этих достойных людей, что их надеждам
не суждено было осуществиться по причине жестокости и тупости
гитлеровцев.
А вот о "фактах" полнейшего подчинения "сергиан"
безбожникам-большевикам и их тайной полиции теперь известно
очень многое. Вспомним 1992 год, когда комиссия Верховного Совета
России опубликовала секретные материалы из архивов КГБ. Вот
несколько красноречивых примеров:
"Через агентов "Кузнецова" и др. было подготовлено
открытое письмо патриарха Пимена президенту США Рейгану. Письмо
было опубликовано в газете "Нью-Йорк таймс", перепечатано
в "Известиях" от 11.04.1983 г. и направлено друзьям
для публикации в их газетах."
"В Ванкувер (Канада) на VI генеральную ассамблею Всемирного
совета церквей в составе религиозной делегации СССР направлено
47 агентов органов КГБ из числа религиозных авторитетов, священнослужителей
и технического персонала."
Из "Отчета 4 отдела 5 управления КГБ СССР": "...
совместно с ПГУ КГБ СССР мероприятия по дискредитации главаря
т.н. карловацкой церкви архиепископа Виталия". (Известия,
N 18, 23.01. 1992 г.)
Как видим, чекистам вполне удалось справиться с поставленной
задачей – "направить церковь по такому пути, который был
им нужен".
18 марта 1996 года эстонская газета "Postimees" опубликовала
статью "Тень КГБ ложится на патриарха Алексия", там
содержатся выдержки из отчетов КГБ Эстонской ССР, хранящихся
в тамошнем Государственном архиве. В частности вот такое:
"Агент "Дроздов", 1929 года рождения, священник
православной церкви, с высшим образованием, кандидат богословия,
в совершенстве владеет русским, эстонским и слабо немецким языками.
Завербован 28 февраля 1958 года на патриотических чувствах для
выявления и разработки антисоветского элемента из числа православного
духовентсва, среди которых имеет связи, представляющие для органов
КГБ оперативный интерес. При вербовке учитывалось в будущем
(после закрепления на практической работе) выдвижение его через
имеющиеся возможности на пост епископа Таллинского и Эстонского.
За период сотрудничества с органами КГБ "Дроздов"
зарекомендовал себя с положительной стороны, в явках аккуратен,
энергичный и общительный. Хорошо разбирается в теоретических
вопросах богословия и международной обстановке. К выполнению
наших заданий относится с желанием и уже представил ряд заслуживающих
внимания материалов... После закрепления агента на практической
работе с органами госбезопасности в конкретных агентурных разработках
намечаем также использование его в наших интересах путем направления
в капиталистические государства в составе церковных делегаций."
Биографические сведения, содержащиеся в этом документе, позволяют
с уверенностью утверждать: агент "Дроздов" и нынешний
патриарх Алексий II – одно лицо.
Заметим, "сергиане" никогда и никак не комментируют
эти и подобные им публикации. И вывод из этого напрашивается
только один: они на самом деле – "вечные рабы ЧК".
Пункт 11: "Обсуждая возможности и формы воссоединения двух
частей Русской Церкви, следует учитывать, что современная ситуация
в корне отличается от ситуации 1920-1930-х годов. В настоящее
время, в отличие от 1920-1930-х годов, Русская Православная
Церковь живет в условиях свободы. Московский Патриархат является
крупнейшей Поместной Православной Церковью, жизнь которой строится
на основании канонического Предния и соборно принятых установлений,
признанных всей Полнотой церковной. Предстоятель Русской Церкви
свободно избран Поместным Собором и пребывает в общении со всеми
Предстоятелями Поместных Православных Церквей..."
И опять ложь. Если бы "Московский Патриархат" в действительности
строил свою жизнь на основании "соборно принятых постановлений",
то его административная система была бы иной. Синод стал бы
выборным, а не самоформирующимся, и вновь появился бы Высший
Церковный Совет, как это было установлено на последнем легитимном
соборе Российской Церкви в 1917-1918 г.г. Да и Предстоятель
избирался бы так, как это предписывалось на том соборе: по жребию
из трех кандидатов. А на самом деле Московская Патриархия продолжает
жить по уставу, который был для неё разработан в ЦК ВКП(б) и
на Лубянке, а затем уже утвержден на т.н "поместном соборе"
в 1945 году.
Несколько слов о самом главном умолчании. Мы знаем, что двадцатые
и тридцатые годы – время, когда в стране начала своё существование
"Катакомбная Церковь", но об этом в "документе"
вы не найдете ни слова. А ведь "катакомбники" существуют
и в наши дни, они сохранились, несмотря на жесточайшие гонения,
которым их подвергали те самые чекисты, которые покровительствовали
"сергианам". Кстати сказать, ещё в восьмидесятых годах
кое-кому из "катакомбников" удалось присоединиться
к Зарубежной Церкви. В нашей юрисдикции (в Российской Православной
Автономной Церкви) есть примерно двести "катакомбных"
приходов, три наших епископа в прошлом "катакомбные"
священники. Некоторые ветви "Катакомбной Церкви" до
сей поры существуют самостоятельно.
Так почему же "сергиане" не обращаются к ним с призывом
аналогичным тому, что обращён к "зарубежникам"? Дескать,
вернитесь в лоно Матери-Церкви (так Московская Патриархия себя
именует). Причины тут две. Во-первых, "катакомбники"
живут бок о бок с "сергианами", и в отличие от наивных
эмигрантов их невозможно прельстить телевизионными картинками,
когда показывают помпезные "патриаршие службы" или
"обновленные монашеские обители". "Катакомбники"
знают цену циничной болтовне о якобы происходящем "духовном
возрождении". А во-вторых, для Патриархии они не представляют
интереса, поскольку живут в нищете, молятся в частных домиках
и квартирах... Ведь "сергиане" – не "ловцы человеков",
живые души их мало интересуют. Они охотники за имуществом. В
отношении Зарубежной Церкви это всегда проявлялось особенно
ярко. Сразу после войны Патриархия присвоила Воскресенский собор
в Берлине, который именно эмигранты в своё время построили.
В 1948 году с помощью правительства Израиля "сергианам"
удалось заполучить все имущество РПЦЗ на тогдашней территории
еврейского государства. А уже совсем недавно Ясир Арафат помог
им захватить силой монастыри в Хевроне и в Иерихоне. И вот уже
настали времена, когда Московская Патриархия готовится проглотить
Зарубежную Церковь целиком, со всем её достоянием движимым и
недвижимым.
Ну, а теперь вернемся к началу "итогового документа".
Оказывается, патриархийным деятелям не нравится, что их называют
"сергианами". В пункте 1 читаем: "Термин "сергианство"
используется в ходе полемики представителей Зарубежной Церкви
с Московским Патриархатом и выражает негативное отношение к
деятельности митрополита Сергия (впоследствии Патриарха Московского
и всея Руси)... <...> Использование термина "сергианство"
в дискуссии нежелательно, так как он не является нейтральным,
сам по себе выражает определенную позицию."
Побойтесь Бога, господа! Если вы через семьдесят пять лет после
выхода в свет позорной декларации митрополита Сергия не стесняетесь
публиковать вполне созвучные ей "итоговые документы",
как же ещё вас прикажете называть?
[
Назад к списку ]