02.03.2007
"Портал-Credo.Ru":
Отец Михаил, Вы, конечно,
знаете оскандале, который разразился вокруг обращения епископа
Анадырского и Чукотского РПЦ МП Диомида (Дзюбана). Что бы Вы могли
сказать по этому поводу?
Протоиерей
Михаил Ардов: Мне кажется, что это очень и очень
важное событие, которое дает нам, истинно-православным людям в
России и во всем мире, некоторую надежду. Надежду на оздоровление
некой части Московской патриархии.
–
Скажите, пожалуйста, по Вашим предположениям, найдутся ли еще
архиереи, которые открыто встанут на сторону владыки Диомида?
–
Это очень маловероятно, потому что там с советских времен происходит
очень строгий отбор. Там диссидентов не терпели и терпеть не будут.
Правда, сейчас, когда советской власти в ее классическом виде
нет, естественно, у владыки Диомида гораздо больше шансов устоять,
чем было, например, у епископа Новосибирского Павла или у епископа
Ташкентского, потом Калужского Ермогена (Голубева): им, естественно,
рот затыкали сразу же. И никто о них толком ничего не знал и не
слышал.
Мне
кажется, что к епископу Диомиду сейчас устремятся очень многие
здоровые силы – клирики и миряне, которые понимают весь ужас положения
православия в мире, то есть то, что, собственно говоря, православных,
неэкуменических, неновостильных Патриархов нет в мире, что идут
безобразные контакты, канонически запрещенные, с еретиками и так
далее. И вот, к этому епископу, естественно, многие люди в Московской
патриархии устремятся.
Но
что еще интересно, это выступление в каком-то смысле срывает парадность,
торжественность того самого капитулянтского акта со стороны Митрополита
Лавра и Зарубежной Церкви, который намечен на май этого года.
Я думаю, что кое-кто из зарубежных – и клириков, и мирян (я уже
на епископов не надеюсь), может очнуться от некоторой летаргии
и понять, куда ведет их Митрополит Лавр и его предательский Синод.
–
Как Вы считаете, могут ли последовать какие-то реальные кары в
отношении епископа Диомида со стороны патриархийного священноначалия?
–
Думаю, что последуют. Поскольку в Московской патриархии вообще
никогда не было церковного суда, они могут его просто, нарушая
православные каноны, отправить на покой.
–
Но он же молодой – 1961 года рождения?
–
Они могут отправить на покой с равной степенью вероятности и молодого,
и старого, и какого угодно. Хотя это все, повторяю, вопреки канонам
Православной Церкви, потому что епископа нельзя просто запретить
в священнослужении. Епископа нельзя лишить кафедры, епископа нельзя
даже перевести на другую кафедру без Церковного суда, которого
у Московской патриархии не существует. Поскольку Московская патриархия
является церковным воплощением КПСС, то как та переводила или
снимала секретарей обкомов, точно так же и так называемый Священный
Синод и глаголемый святейший Патриарх обращаются с епископами.
Но в православии такая процедура не предусмотрена.
-
По этому поводу уже высказался
отец Владимир Вигилянский, и он сказал: "В
первую очередь смущает то, что группа людей, подписавшая это письмо,
взяла на себя роль Архиерейского Собора, Священного Синода и Патриарха,
которые имеют право обращаться ко всем верным чадам Русской Православной
Церкви. В данном случае мы видим нарушение внутрицерковной дисциплины".
Насколько это соответствует истине?
–
Это игнорирование всей истории Православной Церкви. Преподобный
Максим Исповедник обращался к полноте Церкви и отказывался причащаться
со всеми Патриархами, существующими в мире.
В
истории Церкви бывали и такие моменты, когда истину спасали даже
не епископы. Ересь Нестория впервые была обличена простым прихожанином,
который, слушая проповедь этого еретика, громко воскликнул: "Хула
на Пресвятую Богородицу!" Так что уж епископ тем более может это
делать.
Бывают
такие ситуации, когда невозможно или аморально руководствоваться
бюрократическими правилами.
–
А вообще-то такие правила есть на самом деле?
–
Это ерунда. Я думаю, что в истории Церкви мы найдем много подобных
писем, когда архиереи, обличая кого-то в ереси, обращались вообще
ко всем православным, понимая, что Церковь в опасности.
–
Может ли последовать наказание более суровое, чем выведение за
штат?
–
Я думаю, что данный вопрос будет решаться между членами Синода
и администрацией президента. И предсказать исход этих переговоров
мы не можем.
Беседовал
Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"
[ Вернуться к списку ]
|