Некоторые впечатления от Десятого съезда духовенства, монашествующих и мирян Суздальской епархии РПАЦ

интервью протоиерея Михаила Ардова для "Портал-Credo.Ru"

 

"Портал-Credo.Ru": Вы являетесь одним из авторов принятого на церковном съезде, завершившемся в Суздале в минувшее воскресенье, обращения к российским властям и правозащитным организациям в защиту РПАЦ от новых гонений. О каких фактах гонений там идет речь?

Протоиерей Михаил Ардов: Это обращение краткое и внятное. Речь идет о том, что в тех гонениях, которые испытывает наша Церковь, постоянно чувствуется рука Московской патриархии. Речь идет о разного рода несправедливостях вроде отбирания храма в Железноводске. Второй факт, который упомянут в обращении, - это то, что в Трубчевске Брянской области власти выставили на аукцион отреставрированное и занимаемое нашим приходом здание – церковь пророка Илии. Также упомянуто то, что сегодня в ультимативной форме Росимущество требует вернуть Антипиевскую церковь в Суздале, которая была практически разрушена и которую в Суздале восстановили.

Кроме того, речь идет об отказе в регистрации епархий, поскольку ни одна епархия, кроме Суздальской, не зарегистрирована. Ни Челябинская и Курганская, ни Тульская и Брянская епархии, - ни одна из них под формальными предлогами не регистрируется. А также не регистрируются приходы.

Кроме того, речь идет о целенаправленной клевете, которая звучит по телевизионным каналам ТВЦ и НТВ, а также в печатных СМИ, - и о невозможности на эту клевету ответить. Нигде никаких опровержений не печатают.

Речь идет о том, что мы, члены Российской Православной Автономной Церкви, воспитываем своих прихожан в любви к Церкви и к родине, а нас называют "сектантами", ругают всячески, и все это - в угоду другой зарегистрированной православной юрисдикции – Московской патриархии. Происходит явное сращивание бюрократического светского аппарата с патриархийным.

И мы надеемся, что это наше обращение поможет восстановить хоть какую-то справедливость по отношению к нам.

- В прошлогоднем Пасхальном послании Митрополита Валентина говорилось о возможности ухода РПАЦ в катакомбы, перехода на нелегальное положение. В этом послании нет речи об этом?

- В этом послании ничего об этом не говорится. Оно обращено к власть имущим и к правозащитным организациям. Мы надеемся на то, что наша участь будет облегчена.

- А вообще на съезде Вы чувствовали пессимистическое настроение, связанное с тем, что возможности легального существования РПАЦ уже почти исчерпаны?

- Нет, этого не было, наоборот, Митрополит призывал всех участников к тому, что если у какого-то прихода есть какие-то неприятности, если преследуют власти, - чтобы в этих случаях все писали телеграммы, вели себя более активно. Потому что сегодня что-то делают с твоим собратом где-то, а завтра будут делать то же самое и с тобой. Кроме того, я сам выступил с кратким заявлением о том, куда жаловаться…

Епископ Андрей - архиерей нашей Церкви, проживающий в Америке, - призывал сообщать такие сведения в Государственный департамент и Константину Преображенскому. На что я ответил, что накануне того, как я поехал на этот съезд, мне позвонил отец Глеб Якунин и призывал - как можно скорее - все такие факты сообщать правозащитникам - в Движение "За права человека". Надо, как он выразился, "сбрасывать" информацию туда, и тогда они будут стараться помочь.

Такая возможность есть, я думаю, это можно делать и с помощью факса, и с помощью Интернета.

- Расскажите, пожалуйста, из кого состоял этот съезд? Много ли собралось народу? Кто они были?

- Были, по большей части, священники, человек сорок. Соответственно, архиереев – сначала 7, а потом, после архиерейской хиротонии, стало 8.

- Кто стал новым епископом?

- Это архимандрит Иаков, один из строителей храма в Суходольске. Покойного епископа Геронтия я не знал, а о. Иакова я раньше видел. Он производит серьезное впечатление, видно было, что он человек очень верующий. В своей речи при наречении он говорил, что чувствует себя недостойным по многим причинам. Все было очень умилительно и впечатляюще.

- Что Вы думаете по поводу основных церковно-канонических решений съезда? Вы участвовали в их утверждении? Я имею в виду чиноприем приходящих из Московской патриархии и подтверждение анафем.

- Да, в этом я участвовал. Мне очень понравилось, что там все было очень канонически обоснованно – по поводу приема. И самое главное, что речь шла о том, что в каких-то сложных случаях нужно обращаться к архиерею - и относиться к этому все серьезнее и серьезнее, потому что пропасть между "мировым православием" и истинным православием, как мы видим, все углубляется. Я считаю, что это своевременное решение.

- Каковы будут основные принципы чиноприема?

- Речь идет о миропомазании, восполняющем недостаток крещения еретиков. Кстати сказать, я не знал, к стыду своему, что известная формулировка, которой пользуются священники в сомнительных случаях - "Крещается, аще не крещен...", - не имеет никакого канонического основания и является изобретением каких-то попов.

Крещение есть крещение, Господь знает, и совершенно правильно, что этим не нужно пользоваться. Если уж решено кого-то крестить, то надо крестить с единственно канонически верной в требнике формулировкой.

- Правда ли, что решено подвергать погружательному крещению всех присоединяющихся, которые были крещены обливательно в Московской патриархии?

- Ну, речь идет о индивидуальном подходе...

- На практике, у себя, в Головинском приходе, Вы сможете всех вновь приходящих подвергать миропомазанию? Хватит ли мира на всех?

- Мира-то точно хватит. Но не так уж много приходит людей.

- Насколько радикальным было решение относительно греческого старостильного митрополита Киприана, с которым в свое время вся РПЦЗ поддерживала каноническое общение? Как теперь в РПАЦ оценивается его экклезиология "больных" (экуменистов) и "здоровых" (истинно-православных) членов единой Церкви? Являются ли теперь, с точки зрения РПАЦ, еретиками те греки-старостильники, которые принадлежат к "Синоду противостоящих"?

- По-моему да. Ошибочна позиция всех тех, кто находится с ними в общении и признает их. На эту тему был специальный доклад.

- У нас на Портале сообщалось о том, что на съезде было какое-то особое подтверждение анафемы на советскую власть. Означает ли это, что эта анафема остается, с точки зрения РПАЦ, актуальной и может относиться к правопреемникам советской власти - тем, кто с ней не разорвал юридического преемства?

- Это очень длинный текст, который зачитывал архиепископ Феодор. Там было одно замечание, на мой взгляд, в этом духе. Эта анафема существует, но она никак не подчеркивалась.

Я думаю, что анафема на советскую власть сохраняет еще какую-то актуальность в нынешней политической ситуации. Потому что в России, как мы знаем, до сих пор улицы названы именами преступников и цареубийц. До тех пор, пока не произойдет подлинного осуждения коммунистической идеологии наподобие Нюрнбергского процесса – это будет актуально.

Но интересное было замечание епископа Амвросия, когда речь зашла об анафеме сергианам. Обычно, если какая-то называется ересь, то анафеме предается ересиарх – тот, кто эту ересь изобрел и с чьим именем она связана. И Сергий там, в этой анафеме, упоминается.

Беседовал Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"

http://portal-credo.ru/authors/kolokol/index.php?status=int&id=74

 

 


Copyright 2006-2008. Храм св. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских
на Головинском кладбище в Москве.
E-Mail: Напишите нам Тел.: (495) 450 5918
All Rights Reserved
Hosted by uCoz