СЕВ: Ваше Высокопреосвященство, как Вы
оцениваете современное положение Зарубежной Церкви митрополита Лавра?
Митрополит Валентин: Можно сказать
кратко — чего хотел Лавр, то и получил. Суды за судами, и дальше
это будет продолжаться. Скорее всего, Митрополита Лавра скоро заменят
на более деятельного митрополита.
СЕВ: Ваше Высокопреосвященство, сейчас появилась
заслуживающая доверие информация, даже выпущена на Западе книга,
разоблачающая роль агентов КГБ в русской эмиграции. Скажите, Вы, когда
перешли в Зарубежную Церковь в начале 90-х, знали или предвидели, что
все закончится так печально?
Митрополит Валентин: КГБ делало все для
развала и уничтожения Зарубежной Церкви. Но я не думал, что после
падения коммунизма и развала СССР его деятельность будет продолжена, и,
как оказалось, в угоду Московской патриархии. Уже вскоре после нашего
перехода и моего рукоположения как будто случайно, но на самом деле
запланировано, произошли известные провокации с «Памятью»,
затем посыпались письма в Синод против меня с обвинениями в разных
грехах, и до и после моей хиротонии. Да и моя хиротония состоялась лишь
благодаря твердости и мужеству Митрополита Виталия, который тогда еще
был в здравом уме и мог понимать, что КГБ будет работать против всех в
России, кто переходит к ним, в РПЦЗ. Позже когда началась вся эта
каноническая сумятица в Синоде, скандалы с еп. Варнавой и прочее, мы в
Суздале, сопоставляя факты, стали понимать, что в Синоде что-то не так.
Мы чувствовали, что там есть какие-то влияния знакомой нам в России
структуры.
СЕВ: А что из себя представлял тогда Зарубежный
Синод?
Митрополит Валентин: Хотя Зарубежную
Церковь продолжал возглавлять Митрополит Виталий, однако ключевую роль
в Синоде играли три лица — Преосвященные Марк, Лавр и секретарь
Иларион. Официально Синод был против любых контактов с МП, и все
решения, принятые под руководством Митрополита Виталия, были резко
против МП. Тем не менее подспудные течения имели место. Опубликованная
переписка между Митр. Виталием и Еп. Марком красноречиво говорит о том,
что Епископ Марк Берлинский давно стремился к контактам вопреки воле
Епископата РПЦЗ. Лагерь противников контактов занимали тогда два
Антония: Антоний Лос-Анжелосский и Антоний Сан-Францисский.
В Синоде большинство архиереев были старой зарубежной
закалки, но они были очень стары. Как-то раз я приехал в Синод и меня
встретил швейцар, который стал говорить мне: Владыка, зачем Вы сюда
приехали?! Здесь у нас стардом, их всех нужно давно уже отправить в
Новое Дивеево, то есть на кладбище! Но главную роль в Синоде играли,
как я уже сказал, молодые преосвященные Марк и Иларион. Именно они и
стали главными двигателями подчинения Зарубежной Церкви Московской
патриархии. А им противостоял фактически один человек —
Митрополит Виталий. Но Митрополит был мягкого характера, и легко
поддавался требованиям Марка, особенно после того, как он на него
кричал.
СЕВ: Владыка, недавно епископ Агафангел в своем
Обращении к пастве указал, что в Зарубежном Синоде кое-кто занимался
фальсификацией соборных документов в духе сближения с МП. Вы замечали
что-то подобное когда-нибудь?
Митрополит Валентин: Да, владыка
Агафангел прав, и я могу подтвердить это. Я был членом Синода РПЦЗ, и
несколько раз присутствовал на заседаниях. Как правило, в протокол
вносились не только все обсуждаемые вопросы решения и постановления, но
и реплики. Однако секретари Синода не могли физически подготовить
Протокол заседания к подписанию сразу же, и архиереи разъезжались до
того, как он был готов. На следующем заседании сначала предлагалось
подписать протоколы предыдущего заседания. Когда задавали вопрос: нужно
ли зачитывать протокол, преосвященные Лавр, Марк и Иларион сразу же
говорили: «Нет, не нужно», и епископы ставили подписи, не
читая. Никто не замечал, что за это время в протокол были внесены
изменения. Например, там, где сначала было написано:
«Постановили: не начинать контактов с Московской
патриархией», в последней предложенной на подпись версии
«не» было убрано, и стояло: «Постановили: начать
контакты с Московской патриархией». Протоколы Синода не
публиковались, и обнаружить фальсификацию могли лишь сами архиереи,
которым они выдавались, а также Секретарь Синода епископ Иларион и
служащие синодальной канцелярии.
Для чего всё это делалось? В 90-х годах, когда Марк
Берлинский ездил в Россию и встречался с патриархом и советскими
архиереями, Митрополит Виталий тогда единолично вывел его из состава
Синода и запретил в священнослужении. Но вскоре все прещения были
сняты, поскольку еп. Марк сослался на постановления Синода РПЦЗ, где
черным по белому, со всеми подписями было написано: «начать
контакты с МП». Когда архиереи хватились, они вдруг обнаружили,
что действительно подписали такой протокол.
СЕВ: В том же Обращении владыка Агафангел
высказал пожелание, чтобы на будущем Всезарубежном Соборе были
пересмотрены все ошибки и нарушения, сделанные Синодом РПЦЗ с конца
90-х.
Митрополит Валентин: Что ж, это очень
здравая мысль. Только если пересматривать деяния Зарубежной Церкви, то
начинать нужно не с конца 90-х, а с начала 90-х, когда Синод незаконно
сначала отправил на покой меня и Вл. Лазаря, потом, после примирения на
Леснинском соборе в 1994 году Синод сам отменил решения Собора
(подумать только, Синод отменил Собор!), и нам с Преосвященным Лазарем
пришлось отделиться административно. Нужно вспомнить и беззаконное
«лишение» Зарубежной Церковью меня священного сана, без
всякого суда и одновременно с Московской патриархией. Кстати этот акт
был отменен Митрополитом Виталием осенью 2001 года в Мансонвилле, как
он и дезавуировал свою подпись под письмом сербскому патриарху Павлу,
но в опубликованном РПЦЗ(в) документе этот пункт просто преступно
вычеркнут. Нужно вспомнить и установление общения с Синодом
Противостоящих митрополита Киприана в ноябре 1994 года, хотя в июле
того же года на Соборе в Сан-Франциско, когда прославляли во святых
святителя Иоанна Шанхайского, несколько архиереев выразили сомнение в
его православности, а еп. Григорий Граббе даже написал особый доклад об
этом. Много чего можно и нужно пересмотреть. Если группа Епископа
Агафангела заявляет о своей верности именно курсу прежней РПЦЗ, то
нужно отказаться, осудить все то, что противно православному учению и
канонам, на чем и стояла РПЦЗ.
СЕВ: Владыка, а Вы не боитесь, что за такую
непримиримую позицию вас и РПАЦ просто сотрут в порошок?
Митрополит Валентин: Мы должны говорить
правду всегда! Если Церковь перестанет говорить и свидетельствовать об
истине, она перестанет быть Церковью. Вот этого нужно бояться. Боялся
ли маленький Давид Голиафа? Нет, так как Бог был за него. Я езжу по
приходам, общаюсь с верующими. И мы все согласны в том, что нужно идти
исповедническим путем до конца, и если случиться, то и умереть за это.
Сейчас опять начинается на нас давление. Мне звонят, угрожают. По
телевидению на всю страну меня и всю Церковь обзывают, клеймят чуть ли
не «врагами народа», врагами России. Вот канал ТВЦ показал
про нашу Церковь передачу под названием «Захватчики в
рясах». Сейчас известно, что эта передача была сделана по заказу
«Единой России» и проплачена Московской патриархией на
Третьем телеканале, который патриархия и содержит. А показали ее на
ТВЦ, так как во Владимирской области Третий канал не все принимают.
Какие мы захватчики, какой храм мы захватили? Это абсурд. Наоборот,
Московская патриархия отнимает, захватывает у нас переданные или
построенные нами храмы. Это было и в Ногинске, и в Обояни, в Воткинске,
в Кидекше, Железноводске. Недавно вот была очередная
«ДЕМОНстрация»: НТВ привезло (или МП прислала) в Суздаль
группу ряженых под казаков наемников. Они кричали у нас под окнами
Синодального дома: «Сектанты, вон из России!» и это снимали
на видеокамеры. Но мы уже привыкли к этому. Гораздо хуже то, что в
России начинаются серьезные проблемы с демократией, со свободой
совести, свободой слова. Готовят какие-то изменения в Закон о свободе
совести. Я думаю, что многие в России чувствуют, что начинается возврат
ко временам советской диктатуры. Это беспокоит больше всего.
СЕВ: Владыка, в чем Вы видите смысл
существования такой маленькой Церкви как РПАЦ?
Митрополит Валентин: Все смыслы ведомы
одному лишь Богу. Наше дело — молить Его о прощении, каяться,
спасать свою душу и свою паству так, как заповедано Господом нашим
Иисусом Христом, Святыми Отцами и Соборами. Этот путь неизменен. В
Евангелии сказано, что Царствие Божие подобно горчичному зернышку,
очень маленькому. Его сеятель сажает, и не знает, будет ли из него плод
или оно погибнет. Только Бог знает. Наше дело — спасать свою
душу, и через это свидетельствовать правду Божию. Мы чужды политике.
Господь Сам приведет тех, кого Он знает. Ведь если священник захочет
жить по совести до конца, исполнить буквально евангельское и
апостольское учение, он будет молиться и уклонится от зла, выйдет из
ложной церкви и придет в Истинную. Но скажу, что путь этот,
исповедничества Истины в этом лживом мире, очень прискорбен и суров.
Часто люди не выносят скорби и печали, соблазняются и возвращаются
назад. Многие даже не хотят вступать на него из-за
«неудобств». Сластолюбие, стремление к комфорту — это
неистребимое зло человечества.
СЕВ: Значит, вы готовитесь к катакомбному
существованию?
Митрополит Валентин: У нас большинство
приходов катакомбные, незарегистрированные. Я вышел из катакомб и, по
всей вероятности, нам с верующими придется вернуться в Катакомбы, если
будут продолжаться такие безобразия, какие творятся сегодня.
СЕВ: Спасибо, Владыко!
26 августа 2007 года
г. Суздаль
http://www.rpac.ru/index.php?page=article&id=72