24.07.2007
"Портал–Credo.Ru":
На днях викарий Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП архиепископ
Тихвинский Константин
(Горянов) заявил в Екатеринбурге,
что позиция РПЦ МП в отношении так называемых "екатеринбургских
останков", приписанных государственной комиссией расстрелянной семье
императора Николая II, остается неизменной с 1998 года, т. е
подтвердил, что РПЦ МП не признает их подлинность. Эту позицию владыка
Константин аргументировал следующим образом: "Перед этими останками
никто не молится. И никаких свидетельств о том, что по молитвам перед
этими останками произошло какое-нибудь чудо, чудеса, - ничего подобного
нет". Как Вы, настоятель первого в России храма св. царя-мученика
Николая II, можете прокомментировать это заявление?
Протоиерей
Михаил Ардов:
Я могу назвать это выступление просто возмутительным. Требование и
ожидание какого бы то ни было чуда уже осуждается в самом Евангелии:
Господь говорит, что "род
лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамение не дастся ему"
(Мф. 12:39).
Мы
прекрасно знаем, что чудеса происходят по вере. А патриархия в вопросе
о канонизации царственных мучеников с самого начала ведет себя лукавым
и двусмысленным образом. Они долго-долго вообще их не канонизировали.
Канонизировали только в 2000 году - это была явная уступка ради того,
чтобы поглотить Зарубежную Церковь. Мало того, и там было нечто очень
сомнительное: например, патриархия, в отличие от Зарубежной Церкви, не
прославила верных слуг, которые разделили участь царственных мучеников.
Это уже ни в какие ворота не лезет! Если мы откроем святцы, то у всех
святых будет написано: "Такие-то,
такие-то и иже с ними". Это
церковная традиция. Действительно, люди, которые добровольно разделили
участь царственных мучеников, несомненно, должны быть причислены к лику
святых.
Теперь
по существу этого заявления. Из-за этой двойственной, лукавой позиции
патриархии мощи были положены не в действующем храме, где люди молятся,
а в музее. Это часть музея "Петропавловская крепость". Мало того,
поскольку Московская патриархия распространяет и поддерживает идею о
том, что это не те мощи, – верующие, естественно, туда не
идут и не молятся. Потому ничего и не происходит. Но сейчас, по
прошествии лет, все больше и больше обнаруживается доказательств тому,
что это подлинные мощи. Вот передо мной лежат сейчас две книги. Одна из
них – книга профессора Плотникова, изданная в Екатеринбурге и
Москве, – это уральский ученый, очень добросовестный, который
изучил все местные документы. Он утверждает, что это подлинные мощи,
опираясь не только на записку Юровского, но еще на множество
документов. Он утверждает, что партийному начальству кгбшному,
естественно, это было всегда известно. Вот еще у меня книга, недавно
вышедшая. Называется она "Вопиющие
камни". Автор - Александр
Евгеньевич Мусин, доктор исторических наук, научный сотрудник Института
истории материальной культуры РАН, кандидат богословия, человек который
закончил Санкт-Петербургский университет и Санкт-Петербургскую духовную
академию, диакон. Этот человек также пишет, что никаких сомнений в том,
что это подлинные мощи, безусловно, нет.
И
вот что я бы хотел к этому добавить. Патриархия не хочет сделать
почитание царственных мучеников полноценным по одной причине. Потому,
что если сделать это по-настоящему, если положить их в раке, если
служить им молебны, если действительно православный народ пойдет туда,
где будут лежать эти мощи, – это будет гласное осуждение
советской власти, палача Ленина и всех его пособников и последователей:
Сталина, Берии и так далее. Раздадутся голоса с требованием осудить
КПСС - ВКП(б) как преступную организацию, и все это бросит тень на так
называемое "славное советское прошлое", которое Московская патриархия
так ценит, любит, одобряя михалковский гимн, препятствуя
перезахоронению Ленина и так далее и так далее. Это говорит только о
лукавстве и двусмысленном поведении.
–
Являются ли чудеса необходимым атрибутом святости мощей?
–
Чудеса вовсе не являются необходимым условием признания святости тех
или иных подвижников. Хочется задать этому архиерею такой вопрос: "А
вот вы подлинные мощи привозите из Греции, из других стран, возите по
всей Росси, собираете огромные суммы денег, но что-то мы не слышали ни
о каких чудесах в храме Христа Спасителя и других соборах, где
выставляют для полусуеверных людей эти все святыни. Если следовать
логике этого архиерея, значит, это тоже, видимо, не подлинные мощи? Это
просто стыдно – так говорить.
Беседовал
Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"
[ Вернуться к списку ]
|