22 декабря 2006
Портал–Credo.Ru:
Отец Михаил, Вы, вероятно, знаете
об
установке и освящении
в Санкт-Петербурге памятника Анне Ахматовой ,
которую Вы очень хорошо знали. Что Вы можете сказать по этому
поводу?
Протоиерей
Михаил Ардов: "Со мной только так и бывает",
– эту реплику Анна Ахматова повторяла довольно часто, особенно
в тех случаях, когда ее преследовали мелкие неприятности,
а иногда, когда и более существенное мешало осуществлению
ее планов или намерений. Эта реплика довольно часто вспоминается
мне в последние дни в связи виденным мной по телевидению открытием
памятника Ахматовой в Санкт-Петербурге.
Мне
вкратце известна история, как все это осуществилось. Как мы
знаем, в своей поэме "Реквием" Ахматова точно указала место,
где можно ставить ей памятник – около ленинградской тюрьмы
"Кресты":
А
если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Надо
сказать, что когда Петербургом управлял Собчак, по моим сведениям,
он хотел осуществить именно это. Но, слава Тебе, Господи,
он этого сделать не успел.
–
Почему Вы этому рады?
–
Потому что он собирался заказать памятник скульптору Михаилу
Шемякину – человеку, безусловно, одаренному, но, как мы знаем,
обладающему способностью карикатурным образом искажать облик
своих персонажей. Достаточно припомнить памятник Петру I,
которого усадили в Петропавловской крепости.
–
Почему так важно было установить памятник именно около "Крестов"?
–
Когда памятник Ахматовой стоит не около "Крестов", а на противоположном
берегу широкой Невы – это довольно несообразно желанию Анны
Андреевны. Ведь в ее "Реквиеме" речь идет о тюремной очереди.
Теперь же Ахматова смотрит на "Кресты" с противоположного
берега Невы. В данном случае она не "с моим народом,// Там,
где мой народ, к несчастью, был", как она утверждала, а наблюдает
со стороны, со стороны власти, с другого берега, как эти несчастные
женщины стояли в тюремной очереди. Поэтому четверостишье из
"Реквиема", которое воспроизведено на этом памятнике:
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мной
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеной
лишено смысла и обличает нерадивых чиновников и тех,
кто им способствовал, в том, что они исказили замысел великого
поэта.
Цитирую
Виктора Степановича Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось
как всегда!"
Беседовал
Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"
[Вернуться
к списку]
|