Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о Царях?

 

Святитель Иоанн Шанхайский

 

Крест Господень как орудие нашего спасения стал почитаться христианами еще во времена апостольские. Однако во время гонений христиан почитание его могло быть только тайным. “Христос распятый” для иудеев был соблазном, для язычников - безумием. Посему христиане не высказывали открыто свое почитание Креста, чтобы не подвергать его издевательствам. Они скрывали изображение креста или изображали крест так, чтобы язычники не могли догадаться, что данный рисунок прикровенно изображает Крест.

В 312 году Царь Константин Великий во время похода на Рим увидел на небе изображение креста с надписью “НИКА”, то есть “побеждай”. Сделав войсковую хоругвь в виде креста, Константин вступил в сражение, победил врага и взял Рим. В память этой победы Царь Константин повелел поставить в Риме свое изображение с крестом в руке и надписью: “Сим спасительным знамением я освободил Рим от тирана”. Вскоре после сего христианское исповедание Миланским эдиктом было объявлено дозволенным; сам Царь Константин показывая пример почитания Креста, повелел изображать себя с крестом даже на монетах.

Видение Креста Царем Константином на небе повторилось еще два раза при его дальнейших походах, что еще более усилило его почитание Святого Креста.

По его желанию, его мать, св. Царица Елена, предприняла путешествие в Иерусалим и там обрела Святой Животворящий Крест. Она привезла в Царь-град часть его, и Византийские Цари, отправляясь в поход, брали ее с собою, уповая на помощь Божию, подаваемую через Крест. Вот почему в дивных песнопениях, прославляющих Святой Крест, его восхваляли и за помощь, которую через него получали православные Цари. Вместе с тем Православная Церковь, исполняя наставление св. Апостола Павла, молится за Царей, даже языческих, поскольку они являются защитниками порядка, а не гонителями веры, всегда возносила моление Богу, чтобы сила крестная помогала уповающим на Крест царям.

Службы Святому Кресту по средам и пятницам, в кои дни вспоминаются страдания Христовы, и п другие праздники Животворящего Креста полны таких молений. В них говорится: “Крест Царей держава”, “о тебе вернейшии Цари наши хвалятся, яко твоею силою Исмаильтейския люди державно покаряюще”, “победы благоверным Царем на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство”, “древо честное, Царем на варвары победу подающее”... Таким и тому подобными выражениями наполнены службы Креста.

Замечательно, что многие из сих песнопений написаны святыми отцами, которые сами жестоко страдали от царей-иконоборцев, они не прекращали моления за царей, твердо веря, что после злых царей будут и Цари благочестивые.

Не изменяли те молитвы православные греки и южные славяне и находясь под властью турок или других чужеземных властей, хотя бы они были иноверными.

Какой же смысл имеет моление о царях в молитвах святому Кресту, когда какой-либо православный народ не имеет своего царя?

Во-первых, православные народы должны молиться не только за своих государей, а как члены одного тела - Церкви, также и за других православных Государей. Порабощенные турками греки, сербы, болгары и румыны молились за единственного тогда православного Русского Царя. Долг и русских молиться не только за своих, но и за их государей, тем более что проживающие в их странах беженцы пользуются их защитой.

Во-вторых, при возношении молитв о царях мы молимся не только о нынешних царях, но и о будущих православных Царях, ибо по толкованию св. Иоанна Златоуста православные Государи будут держать власть до пришествия Антихриста, удерживая распространение зла. Вот почему Церковь Православная не перестает молиться: “победы благоверным Царем на сопротивныя даруя”. Слова сии находятся в молитве Животворящему Кресту, которая особенно часто употребляется, так как является тропарем, то есть как бы гимном дней Святого Креста.

Первые слова той молитвы составляют 9-й стих 27-го псалма Давида, а следующие за ними взяты из псалма 143, написанного Давидом по поводу борьбы с Голиафом. Она сначала была составлена как седален осьмоглас-ника (октоиха) 1-го гласа для пения по средам и пятницам между чтением кафизм Псалтири. Потом она стала употребляться также как тропарь тех дней, праздника Воздвижения Креста и других дней, посвященных Святому Кресту. Она читается также в начале каждой повседневной утрени, поется при малом водоосвящении и во многих других случаях.

В России и в некоторых других славянских странах в эту молитву вставляли и имя царствовавшего Государя, но основное содержание ее всегда оставалось неизменным и подлинным текстом, тем, что написали святые отцы:

“Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы благоверным Царем на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство”.

Свят. Иоанн (Максимович)
Шанхайский и Сан-Францисский

 



 
 Copyright ©2006-. Храм св. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских
 на Головинском кладбище в Москве.
 E-Mail:  Напишите нам    Тел.: (495) 450 5918
 All Rights Reserved.




Hosted by uCoz