Не
вовлекаться в «великую победу».
Слово
в Неделю Фомину, 8 мая 2005 г.
Христианин
не должен заниматься политикой. Христианин должен – в особенности
в наше печальное время – стоять как можно дальше от всех таких
дел и политических вопросов.
Но мы живем в совершенно реальном мире, и живем в совершенно
определенные времена, и поэтому у Церкви Православной есть долг
некий. Долг этот состоит в том, чтобы с нравственной точки зрения
оценивать все, что происходит в мире.
С течением веков – в особенности теперь, когда практически весь
мир от Церкви отшатнулся, когда мы живем уже в постхристианские
времена, - тем более этот долг нравственной оценки – христианской
оценки - всего происходящего в мире является нашим непременным
долгом.
С самых первых шагов христианская Церковь занималась, в частности,
и этим. Мы знаем, что Господь Иисус Христос с нравственной точки
зрения обличал первосвященников иудейских и фарисеев. Святой
Иоанн Предтеча, величайший пророк, обличал нечестивого царя
Ирода за его прелюбодейную связь с женою брата. Как Господь
Иисус Христос, так и святой Иоанн Предтеча за это поплатились,
что называется, жизнями. Фарисеи отдали Господа Иисуса Христа
на распятие, а Ирод – по наущению своей сожительницы и ее дочери
- приказал отрубить голову св. Иоанну Предтече. Во все времена
были христианские подвижники и мученики, которые не боялись
обличать безнравственность сильных мира сего. Обличал императрицу
св. Иоанн Златоуст, за что был сослан в ссылку и, в конце концов,
в общем-то, мученически скончался. И в России мы знаем такие
примеры. Мы знаем Митрополита Филиппа, который обличал за жестокость
Иоанна Грозного, и тоже поплатился своей жизнью за это.
Но мы, конечно, все далеки от мучеников, от исповедников. Надо
сказать, что и Новомученики Российские обличали ложь большевизма,
обличали лукавых сергиан, митрополита Сергия и его сторонников,
которые пошли к большевикам, этим палачам, буквально уголовникам,
на службу, и за это так же многие из них поплатились жизнью.
Мы, живущие уже в нынешнее время, конечно, себя не приравниванием
к подобным подвижникам, но - тем не менее - для христиан долг
этот остается – мы должны нравственно оценивать то, что мы видим
в современном мире.
И хотя сегодня такой праздник - не вполне для таких слов, которые
я буду говорить, подходящий, - но, тем не менее, я считаю своим
пастырским долгом, обратиться к вам с особенными словами.
Мы слышали синаксарь, в котором повествовалось об этом дне,
о том, как апостол Фома убедился в Воскресении Господа Иисуса
Христа. Но теперь давайте поговорим о другом.
Сейчас в нашей стране с необычайной пышностью, с необычайной,
я бы сказал, помпезностью и безвкусностью празднуется то, что
наши властители именуют словом "Великая победа". Вот
если взглянуть на это событие, которое они так пышно празднуют,
даже не просто с христианской точки зрения, а с точки зрения
достаточно разумной, то мы увидим, что праздник этот совершенно
безобразен. Во-первых, начать с этого слова "победа".
Кто кого победил и какой ценой? И каковы последствия этой, так
называемой, победы? И мы увидим, что один тиран победил другого
тирана. Сталин, убийца миллионов, при этом миллионов своих соотечественников,
победил другого тирана, немецкого, безумного, гораздо, конечно,
менее умного и хитрого, чем Сталин, - Гитлера. И в результате
этого половина Европы – Восточная Европа - попала под власть
большевиков. И наш народ остался в результате этой победы еще
на многие десятилетия под властью все тех же жестоких, безнравственных
и безбожных правителей. Цена этой победы была несоразмерно высока,
потому что Сталин и его приспешники не жалели людей никогда.
Как в начале войны они, что называется, угробили бессчетное
количество солдат, например, при защите Москвы, так и в конце
войны, чтобы первыми захватить Берлин, Жуков по приказу Сталина
положил чуть ли не 200 тысяч советских военнослужащих.
Но это лишь одна сторона вопроса. Вторая сторона вопроса состоит
в том, что самый этот праздник называть "великой победой"
и помпезно праздновать начали совсем не в те времена. Это уже
при "товарище" Брежневе так стали праздновать. Сам
Сталин этот день не считал таким важным и не считал, что у него
большая победа. Он ведь хотел захватить всю Европу и устроить
мировую революцию, а ему это не удалось: он захватил всего пол-Европы.
И вот сейчас мы смотрим на оставшихся в живых ветеранов, которых
сейчас как бы почитают, выдают им какую-то еду, делают какие-то
с ними интервью, которых развлекают. Но ведь это теперь только
к ним так относятся. Я человек уже довольно пожилой, я прекрасно
помню послевоенные годы, как в 45-м, 46-м году Москва была буквально
наводнена калеками, безрукими, безногими солдатами, которые
пришли с войны, и вдруг они все исчезли. Я только потом узнал,
что их всех, чтобы они вид столицы не портили, схватили и отправили
помирать на остров Валаам. Там не было монастыря, вот они там,
можно себе представить, в каких условиях доживали свой век.
Они нищенствовали, побирались, - вот, чтоб ничего этого в столице
не было, так с ними обошлись. Это я хорошо запомнил. Кроме того,
как мы знаем, по вине, в общем-то, самого Сталина, его военачальников,
огромное количество советских людей попало в плен. И государство
от них сразу отреклось, их сразу объявили изменниками. А впоследствии,
когда они по тем или иным причинам возвращались в нашу страну,
их немедленно – по большей части – просто сажали в сталинские
лагеря. Вот так они относились к ветеранам. Вообще, если взять
историю этой так называемой "Великой победы", то там
все сплошь или ложь или умолчание. Например, мы знаем, что -
и историки-специалисты это знают - Москву защищал совсем не
Жуков, а генерал Власов, тогда еще не плененный и не перешедший
на сторону противника. Но об этом полное умолчание. Прагу от
немцев в мае 45 года опять-таки освободил генерал Власов со
своими русскими войсками. Но этого вы сейчас никогда нигде не
прочтете, и никогда об этом гласно не услышите. Потому что все,
что большевики и их последыши – так называемые демократы – говорят
о "великой победе" свидетельствует о том, что у нас
до сих пор у власти коммунисты. Они только перекрасились и устроили
так, чтобы воровать стало легче. А по существу психология их
вся та же. И не далее как два дня тому назад президент Путин,
будучи в Европе, гласно заявил, что нельзя сравнивать Гитлера
со Сталиным, что, дескать, Сталин, хотя тиран и многие его считают
преступником, но он, мол, не фашист. И тут тоже определенная
ложь. Никаким фашистом Гитлер не был и не мог быть. В Германии
не было фашистской партии. Фашисты были в Италии. В Германии
были национал-социалисты. Но, чтобы как-нибудь не замарать святое
свое слово "социализм", коммунисты, естественно, стали
называть немцев "фашистами", и до сих пор это продолжается,
хотя это для грамотного человека просто сказать смешно.
Можно еще много чего на эту тему говорить. Говорить о том, что
эту войну, которую уместно, конечно, называть не отечественной,
а Второй мировой, развязал в огромной степени "товарищ"
Сталин. Он выкормил Гитлера, он помогал немцам строить армию:
обучались здесь летчики, строили самолеты и так далее, и, в
конце концов, натравил его на западные страны. А затем он хотел
ударить ему в спину и захватить вообще всю Европу. Но вот это,
как раз, не удалось, и будучи неготовым к оборонительной войне,
Советский Союз потерпел поначалу такое сокрушительное поражение
от немцев. Вот это подлинная история.
Но я уже дальше и не буду вам говорить на эту тему. Я только
хочу вам сказать, что мы с вами принадлежим к христианской Церкви.
Мы не должны вовлекаться ни в какие политические вещи. При этом
должен вам сказать, что я совсем не хочу оскорбить людей-ветеранов,
которые еще остались. У меня мой родной отец и мой родной дядя
были на фронте. Эти люди были честные и они, так сказать, шли
туда по необходимости с сознанием собственного долга. Но вот
то, что правда скрывается, то, что это брежневское раздувание
страшного события продолжается, это очень и очень плохой знак.
У нас есть люди, в Московской патриархии тоже существуют такие,
которые говорят о том, что должно быть покаяние, дескать, в
нашей стране. Но покаяние – это очень высокое состояние, оно
доступно только для христиан, и христиан сознательных. То покаяние,
о котором сейчас говорят всуе, должно быть неким осознанием
того, что происходило. Если бы наше правительство действительно
бы хотело очиститься от этой коммунистической скверны и сделать
Россию и национальной, и духовной, то, прежде всего, надо было
бы заняться вот чем: надо было бы снять 200 полнометражных телефильмов
о всех преступлениях советской власти, начиная с расстрелов
1918 г., с Кронштадтского мятежа, с подавления Тамбовского восстания,
раскулачивания и, кстати, сказать и правдиво о войне, не говоря
уже про 37 год и про весь этот террор. И если бы люди могли
это смотреть и это бы демонстрировалось, то тогда, может быть,
действительно кто-то бы пришел к покаянию. Но мы видим, что
ветер дует в противоположную сторону, и мы должны это понимать
и чувствовать.
Для нас самое важное – не вовлекаться – повторяю - ни во что
подобное. Мы не можем это все остановить. Наш голос не услышат,
не захотят слышать. Сейчас и телевидение подконтрольно государству,
и радио, сейчас они раструбят эту "великую победу".
Можно себе представить, сколько уже сейчас вбито денег на безобразное
"украшение" города, на всяких иностранных гостей,
вместо того, чтобы помочь действительно неимущим людям, каким-нибудь
детским домам или нищим пенсионерам.
Так вот пусть Господь поможет нам никогда и ни при каких обстоятельствах
не соединяться ни с чем подобным. У нас есть свои христианские
праздники, у нас есть свои христианские радости, у нас даже
есть свои христианские юбилеи, каковым, конечно, является и
Святая Пасха, и все, что ее сопровождает, вот это именно - наше.
И да поможет нам Бог остаться до последнего издыхания в лоне
Истинной Церкви. Аминь.
[ Назад к списку ]