Матушка Надежда и прочие невыдуманные
рассказы
МАТУШКА НАДЕЖДА
- Вот он наш Батюшка... Это уж самые последние годы. Можно сказать,
перед смертью... Вот они с Матушкой картошку копают в огороде.
Тут еще он помоложе... Вот - хороший снимок. Он вообще у нас
фотографий не любил, а про эту сказал: "Пусть останется.Тут
я похож". У него и на могилке такая... Он нам так сказал:
"Здесь у вас маленькая обитель".
Эту избушку для Батюшки Матушкина сестра купила, Вера Владимировна.
Когда они после второй ссылки вернулись. В тридцать третьем
году. Батюшкина Матушка была Ольга Владимировна... Сколько-то
минус ему тогда дали, сколько не помню... Им тогда родные в
Воронеж советовали, а кто-то еще куда-то... Не помню. Ну, вот,
а я как раз тут из Туркестана приехала в Москву. Мама у меня
умерла, захотелось на могилке побывать. И вот сюда заехала,
в деревню к Батюшке. А он мне строго так говорит "Сестра
Зинаида, как ты мне скажешь? Куда мне ехать? В Воронеж или здесь
оставаться?" Или еще спрашивает какой-то город... А я:
"Почему вы, Батюшка, меня спрашиваете?" - "Нет,
- говорит, - ты скажи. Как ты скажешь,так и будет".- "Здесь,-говорю,
- Батюшка..." - "Ну, - говорит, - так тут и остановимся..."
Вот этот портрет - Матушка наша Великая. Великая Княгиня Елизавета
Федоровна. Это она еще в миру... Красавица была, талия как осиная.
Мне еще, помню, лет всего двенадцать было, а родные у меня -
дядья - охотники были, егеря... Так вот придут к отцу с матерью
и рассказывают. На охоте такой-то князь были графиня такая-то...
И вот как-то рассказали они про Великую Княгиню Елизавету Федоровну.
Что она такая, что строгая... Так меня тогда эти слова поразили.
Я-то, девчонка, и подумала: вот она - настоящий человек...И,
дура была, написала я ей письмо. Так и написала: "Я думаю,
что Вы настоящий человек..." Заклеила и отослала... На
конверте так и написала: Великой Княгине Елизавете Федоровне...
Ну, конечно, никакого ответа, ничего... Да и я все позабыла.
Училась я тогда в прогимназии Лепешкиной, на Пятницкой улице.
Хозяйка была Варвара Лепешкина. Там на домашнюю учительницу
кончали. И родилась я, и училась, и работала в Москве. Сорок
лет прожила, потом попросили об выезде. Отец у меня работал
бухгалтером. Да... И вот как-то журнал такой был - "Искра"
или "Искры" - не помню... Раз приносят нам этот журнал
домой, и в нем на первой странице Великая Княгиня Елизавета
Федоровна. И тут у меня опять все всколыхнулось.Уж она открыла
обитель на Большой Ордынке... Поглядела я фотографии, а потом
опять все ушло куда-то. Я маму очень любила. Все хотела скорей
зарабатывать, да деньги ей отдавать... Вот это фотография -
тоже Батюшка, только он молодой совсем. Еще только в священники
посвятился. Красивый был Батюшка... А у Батюшкиной Матушки носик
был курносенький. Уж старые они тут были, а она все говорила:
"Какая же я уродина! Вон у Батюшки носик прямо точеный..."
А вот они мои Папа с Мамой... Мама была очень строгая. После
гимназии поступила я счетоводом в частную контору Селитринова.
На Ильинке. А жили мы за Покровкой, в Гавриковом переулке...
Потом меня хозяин сделал бухгалтером, и получала я семьдесят
пять рублей. Золотом... Так и бегала через Покровку на Ильинку.
А раз, году уж в девятьсот девятом, после работы побежала я
в Замоскворечье. Спрашиваю у городового: "Где тут Марфо-Мариинская
обитель?" Он мне показал. Бегу по Ордынке. Собора еще не
было, собор в десятом году выстроился... Еще только одна была
больничная церковь - Марфы и Марии, маленькая. Вхожу я, а у
них всенощная. Все в белом. Великая Княгиня в белом, сестры
в белом... Батюшка в голубом облачении. Ну, думаю, это мне видение.
Не помню, как стояла... Видение это мне... Кончилась всенощная,
а я никак не приду в себя... Приложилась и добежала домой через
Покровку... Бегу и всю дорогу слезами обливаюсь... Дома спрашивают
"Где ты была?"
- "Где я была, - говорю, - вы не можете себе представить..."
И опять все забыла...
Вот фотография мы здесь - сестры. Белые апостольники, платья
серые туальденоровые... Одевали, кормили, поили... Одежда зимняя,
весенняя... Летние пальто - серые. Осенние - черные... Чулки,
все до самых мелочей... До зонтиков...
А вот эти, это уже крестовые сестры. У них крест деревянный,
и на Кресте - Марфа, Мария, Покров... Это уже - не послушницы.
Они уже замуж не выходили. По одной в комнате жили.Там квадратные
кивоты светлого дерева. Иконы - Покров обязательно (собор у
нас Покровский был), Марфа, Мария... В комнате столик, кресло
соломенное - мягкое, с подушкой, гардероб, стульчик, кровать
пружинная с волосяным матрацем... Портреты бывали, картины.
В келью никто из посторонних входить не имел права, не пускали
даже родителей... А для гостей комнаты были... На окнах у всех
занавески - белое полотно с розами. Три рубля вроде бы жалованья
полагалось - на марки, на письма... А в одиннадцатом году переехала
я с отцом, с матерью на Якиманку в дом Толдычина. И все я еще
на Ильинке работала, и ничего такого в голове не держу... Замуж
тогда собиралась. За вдовца мечтала с двумя детьми,чтоб сирот
пожалеть... Раз мне подруга и говорит: "Пойдем на Ордынку,
в Марфо-Мариинскую обитель". Как раз под Покров... Все
собрались мы, братья, подруга моя... Только я вошла в собор,
все у меня воскресло. Едва на ногах устояла. Брат потом дома
говорит: "Вы бы посмотрели на Зинаиду, что с ней сделалось..."
Ну, тут уж я стала в обитель как следует бегать. Стала к Батюшке
проситься на исповедь, причащалась... "Да, - говорит, -
нам нужно... Мы сейчас набираем сестер". А про родителей
моих не спросил. Я так обрадовалась, скорее к Маме. "Мама,
я поступила в обитель!"
- "Что?!" - Мама властная такая была. - Ничего подобного!
Этого не будет!.."Вот те раз... А ей, конечно, жалко было.
Семьдесят пять рублей я приносила, золотом платили - горсточку
получишь. И все до копеечки я ей отдавала... Я опять к Батюшке.
"Не пускают меня".
-"Нет, - говорит, - против родительской воли мы не можем..."
Ну, я думаю. Великую Княгиню спрошу, саму хозяйку... В Больничной
церкви вечером она стояла, народу никого не было.
Кто-то читал правило, сестра какая-то. И вдруг смотрю: над Алтарем
иконка маленькая - Богородица Скоропослушница. И от нее луч
прямо на Матушку Великую... Я тогда не очень это понимала, в
церковь мало ходила... "Ваше Высочество, я хочу к вам поступить,
а родители не пускают". Она посмотрела на меня - а я хорошо
одета, в шляпке - и говорит: "У нас трудно. Знаете, какая
работа, в больнице... Ну, я поговорю еще с Батюшкой..."
Обнадежили. А потом опять говорят "Нет, без родителей не
можем. Нам старцы запретили принимать без родительского благословения..."
И вот семь лет я к ним бегала, семь лет меня не брали... А тут,
как я маме сказала, что поступлю, мы тут же с Якиманки переехали
подальше от обители. Она подыскала тогда квартиру на Малой Бронной...
И я с Малой Бронной пешком на Ордынку. Не могла я у мамы просить
на трамвай, она не хотела. Все спят, а я натощак утром в обитель
на молитву бегу. Часть обедни отстою и бегу на работу уже на
Мясницкую.Там Селитриновновое дело открыл... А жалованье я все
целиком, до копейки маме отдавала... Несколько раз к Великой
Княгине подходила: "Когда же вы меня возьмете?" -
"Ты не умеешь маму просить". Как же еще ее просить,
думаю. У нее один ответ: "Иди, пожалуйста, ты мне не дочь".
Семь лет бегала. Уж тут, в деревне, последний самый год перед
смертью Батюшка у меня прощения просил: "Ты меня, Зиночка,
прощаешь?" - "Что вы, Батюшка?"
- "Да вот мы тебя семь лет не принимали... Ты бы только
сказала тогда, что мама тебя не пускает из-за того, что ты много
зарабатываешь.Великая Княгиня платила бы за тебя, сколько надо...
А так мы не могли тебя принять. Старцы нам запрещали".
Был такой у нас старец Алексий из Зосимовой пустыни. Я к нему
тогда пришла, а он с кликушами занимался. Думаю, что это он
с ними возится... У меня тут дело важное такое... Ну, потом
"Батюшка, я к вам..." Еще ничего не успела сказать,
он как взглянет на меня: "Ишь чего захотела - в обитель?
Сначала послужи родителям, а потом в обитель!" Я иду на
обратном пути, и вот ругаю его, вот ругаю... Что это за старцы
такие? Не понимают ничего! Тут у человека горе, а они не понимают...
Богородице я тогда молилась... А у нас в доме икона - Казанская
Божия Матерь. Я, бывало, к ней стул подставлю: "Что же
Ты меня не слышишь, что ли"? Вот дура-то была...
А вот этот снимок - Валентина Сергеевна, наша вторая настоятельница.
Как Великую Матушку увезли, так она у нас стала. Ее Патриарх
Тихон ставил. Тут она еще крестовой сестрой сфотографировалась...
Верила твердо. Чуть что: "Что ты, душенька? А Марфа и Мария?
Марфа и Мария нам помогут..." Это у нее первое слово...
Прямо детская вера была: чуть что - Господь, Марфа и Мария...
Господь, Марфа и Мария... Великая Матушка молитвенница была,
а Валентина Сергеевна для обители трудилась. Та была Мария,
а эта - Марфа...
Нас с ней в Туркестан выслали в двадцать шестом году... Пришли,
обитель заняли и всем велели убираться. Только что взять личные
вещи. Солдаты там стояли - охраняли... Им-то что - им только
приказали. Одна сестра свою швейную машинку выносила - проходи,
не тронули. А еще одна часы такие огромные, апостольником накрыла
и несет. И аккурат когда она мимо солдата шла, часы-то у нее
и забили... Да, а нас семнадцать человек сочли за администрацию.
Всех крестовых сестер да нас с Фросей... Какая мы с ней администрация?...
Только что близкие были. И слушались. Как нас попросят что -
так и летали на крыльях любви к обители и к начальству...
Прислали нам такие билеты. Приезжайте на вокзал, с этими билетами
бесплатно, отдельный вагон. И отправились мы до Кзыл-Орды, столица
Казахстана. Это было как раз на Взыскание Погибших, пятого февраля.
Приехали туда - десятого. День Ангела нашей настоятельницы Валентины
Сергеевны. Купила она нам плюшек... Мы ведь были тогда самые
первые ссыльные, на нас все с удивлением смотрели... Двадцать
шестой год. Пошли в НКВД. Приходим туда, нам говорят: "Будете
все здесь работать. Нам здесь хорошие работники нужны".
А мы и поверили.
На другой день пришли, уже говорят: "Мы вас здесь всех
не можем оставить, должны вас отправить в пять городов. Вы,
- говорят, - сговоритесь, кто с кем хочет и поедете..."
Мы и сговорились. Настоятельница выбрала тогда нас четверых
- Фросеньку мою, меня и еще двух сестер...
Опять приходим к ним. "Сговорились?" - "Сговорились".
- "Я - с ней". - "Мы - с ней..." - "Так,
- говорят. - Вы с ней? Поедете отдельно! И вы - отдельно!..."
Так никому и не дали ни с кем.
Тут всех нас и меня с Фросенькой разлучили. Ее - в Туркестан,
а меня в Чимкент назначили. "Никаких разговоров! Поменьше
говори, а то на верблюдах тебя в степь загоним!" С Валентиной
Сергеевной мне потом все-таки разрешили... И вот стали мы разъезжаться
в разные стороны - Алма-Ата, Козолинск, Туркестан, Чимкент...
Фросин поезд отходил в четыре дня, мы с ней прощались так ужасно.
Я на площадку зашла, плачу. Вдруг смотрю, Валентина Сергеевна
такая печальная стоит... "Ты только меня не бросай..."
Старенькая она уже была...
И вот поехали мы с ней в Козолинск. Город ужасный. Домики с
плоскими крышами, ни деревца, ни кустика никакого...Только один,
смотрю, хорошенький домик - с крышей, деревянный. Вот бы, думаю,
нам снять... Я пошла туда, вышла какая-то старуха, испугалась
нас... Потом выходит старик,красивый такой... "Пожалуйста,
- говорит, - у меня только что жильцы уехали, могу вам сдать".
- "Мы, - говорю, - ссыльные..."
- "А для меня это не имеет значения. Десять рублей в месяц..."
У них там икона, диван, столик, полы крашеные...Только устроились,
мне Валентина Сергеевна говорит: "Иди в финотдел".
А мне боязно...
Ну, иду на другой день. "Ничего, что ссыльные, - говорят,
- нам работники такие московские очень нужны. Приходите".
Жалованье мне опять - семьдесят пять, только уж не золотом...Устроились
мы там замечательно. Когда нас из Москвы-то попросили, старушка
одна на вокзале Валентине Сергеевне корзинку сунула. А там -
одеяло вязаное, Великая Княгиня ей сама вязала, на шелку, потом
матрасик волосяной, белье и занавески, главное, наши - у всех
в обители были одинаковые, с большими розами... Ну, это я все
приладила... А тут и Валентина Сергеевна моя пошла работать
к нам в финотдел. Она математик была, кончила какой-то математический
факультет... Ее тогда взяли в налоговый отдел. Так начальник
говорит: "Я не напасусь на нее работы". Она за два
часа все сосчитает и идет ко мне: "Пойдем домой, душенька".
А мне нельзя, я работаю... "Неужели, душенька, нельзя уйти
домой?" Но только она недолго проработала. Через месяц
начальник говорит: "Не могу я двух ссыльных в отделе держать".
Пришлось ей уйти, а я осталась.
И в НКВД так любезно нас приняли. Все смеялись. "У нас,
- говорят, - такое доверие к ссыльной, у нее все секретные бумаги
на руках". Это - у меня, в финотделе. И каждую неделю мы
должны были приходить к ним расписываться. Я им говорю,что Валентина
Сергеевна старая, больная. Ну, говорят, пусть раз в месяц приходит.
Раз я прихожу расписываться, а жена этого главного НКВД выходит
из квартиры: "Зайдите, у меня горячие пирожки, чаю попьем".
Неудобно не пойти... Только зашла я, села - входит начальник.
Я испугалась. А он: "Сидите, сидите. Пейте, пожалуйста,
кушайте..."И так хорошо мы жили... Только что Валентина
Сергеевна у меня на табуретке сидела... И задумала я ей кресло
сделать...И человек нашелся такой, сделал ей кресло. С прямой
спинкой, так подлокотники... И в День Ангела я ей поставила...
Она у меня чуть не заплакала. "Ну, вот, - говорит, - опять
я - настоятельница". Так и жили мы с ней до двадцать восьмого
года.
И тут снится мне Святитель Филипп. На небе. Солнце светит, и
он тамстоит. А в Пятницу на Страстной повестка в НКВД. Я прихожу.
"Вы, - говорят, - свободны. За вас мать хлопотала".
-"Мне одной?" - "Да, - говорят, - только вас
освободили". - "Я никуда от вас не поеду". Они
там прямо поразились. "Ты что, праведница?"
- "Нет,- говорю, - не поеду". - "Гляди, она с
ума сошла..." Прихожу домой. Даже не хотела говорить Валентине
Сергеевне. Она сама спрашивает: "Ну, что там?" - "Да
вот, - говорю, - мать за меня, оказывается, хлопотала... Освободили
меня". Она так поглядела на меня: "К Фросе теперь
поедешь?" - "Нет, - говорю, - я вас не оставлю".
Да... Так и дожили до двадцать девятого года. А тут нам всем
прощение вышло. Только минус Москва и область. И мне так же.
Не уехала я тогда, и опять вроде мне прибавили. Валентина Сергеевна
говорит: "Сейчас же пиши Фросе, пусть все готовятся ехать
в Ростов. К Святителю Дмитрию, к Святителю Дмитрию". Фрося
нам отвечает: "Дорогая Валентина Сергеевна, не ездите в
Россию. Здесь у нас в Туркестане так хорошо, приезжайте к нам..."
А Валентина Сергеевна ни в какую! "Душенька, она с ума
сошла! Не ехать в Россию! Сейчас же пиши, чтобы все собирались!..
"Так и поехали мы в Россию, в Ростов... Приехали - Валентина
Сергеевна, Катя, Фрося и я... Тут, в Ростове, много сестер было,
они все потом в тюрьму пошли. Нашла я хозяйку дома, она нам
сдала:платить пятнадцать, кажется, рублей. Зала метров двадцать
и маленькая комнатка. Она торговала сама, в Ярославле с лотком
ходила... И недолго мы тут пожили.
Помню, праздник был, под Успение... Поехали с Валентиной Сергеевной
в церковь, а Фрося не пошла. Приходим от всенощной, а она лежит
у нас с мигренями.
"Приходил, - говорит, - человек из НКВД, свой. Что вы,
говорит, наделали? Зачем вы все сюда приехали? На вас теперь
опять дело завели и опять вас всех сошлют, только уж теперь
всех врозь. Немедленно уезжайте!" Так мы все и уехали от
Святителя Дмитрия. А которые не уехали, все в тюрьму пошли...
Фрося сначала поехала одна в Туркестан, а уж потом мы с Валентиной
Сергеевной к ней...
Вот она - моя Фросенька... Тут с цветами сфотографировалась.
Она цветы так любила, так любила... Все, бывало, их целует.
Ей наш зосимовский старец Алексий, как постригал ее в рясофор,
дал имя - Любовь. И благословил тогда, чтобы так это имя и в
монашестве осталось. Монахиня Любовь...
Бывало, когда к нам в обитель сестры шли, он, старец Алексий,
всегда говорил: "Идите в Марфо-Мариинскую. Там одна Фрося
чего стоит..." В голодное время всю нашу обитель спасла.
Пошла в деревню Семеновку, это за Калужской заставой, познакомилась
там с крестьянами. Ну а потом они нам и помогли в революцию...
А мы детей у них крестили...Я и сейчас, в Москве когда, у крестника,
у семеновского живу...
Девочки их, семеновские, в обители воспитывались. Одеждой им
помогали, а они нам хлебом, картошкой... Церкви у них там не
было, так им церковь построили по благословению патриарха Тихона...
Вот фотография, как ее закладывают... Вот Батюшка наш - в митре,
в облачении... А в обитель Фросю Преподобный Онуфрий привел.
Она жила в Харькове, сама харьковская... И вот приснился ей
сон - Преподобный Онуфрий... Вот его икона, с длинной бородой...
Явился он ей во сне и провел ее по всем местам, и где грешники
в огне мучаются, и в снегу замерзшие мучаются, потом показал,
как праведники ликуют... И благословил ее преподобный Онуфрий
идти в Москву, в Марфо-Мариинскую обитель... А она тогда ничего
еще не знала. Проснулась и стала всех в Харькове спрашивать,
есть ли такая Марфо-Мариинская обитель в Москве?
"Есть", - говорят.Так она в обители и появилась...
Фросенька моя... Он и потом ей много являлся во сне, преподобный
Онуфрий. Посты ей назначал...
Один раз она ровно тридцать семь суток не ела, не пила ни капельки...
А как работала! Из Семеновки по два мешка картошки - восемь
верст - несла, всю обитель кормила... А мне Батюшка поститься
не благословлял. Я его прошу, а он мне: "Твой пост - ешь
досыта!" Слабой меня считал... А я вот, видишь, всех и
пережила....Ты уж меня прости, старуху, я так бестолково говорю...
У меня вечно одно за другое цепляется... Да...
И вот поехали мы тогда обратно в Туркестан. Сняли у хозяйки
одной, в каменном доме - две комнаты... Там к ссыльным тогда
еще очень хорошо относились - узбеки, киргизы, бухарские евреи.
И квартиры нам давали, и все... Церкви там в городе две были
- в центре Святителя Николая, и еще два часа ходьбы - Покрова...
Хорошенькая такая церковь, маленькая... Там все ссыльных хоронили.
Одного киевского архимандрита, помню, рядом с Алтарем положили...
Я поступила тогда в продснаб. Рублей шестьдесят-семьдесят -
неплохо получала. Счетоводом была. Люди там - замечательные.
Прижились мы там...Двух девочек я грамоте учила. Потом одну
на почту устроила, а другую - себе в помощники... А Фрося моя
- там палатку открыли мороженым торговать - вот она и пошла.
Потом одеяла стали шить.Фрося, прямо как художник, такие рисунки,
такие узоры выдумывала... Заказы так и полетели... Словом, хорошо
жили...
Фрося вечером придет, я вернусь... Валентина Сергеевна спрашивает:
"Сколько сегодня продала? Сколько заработали?" В церковь
ходили в апостольниках, как в обители. На клиросе пели... У
Фроси голос был изумительный, Апостола она читала бесподобно...
А потом Валентина Сергеевна наша бедненькая слегла. Очень мучилась,
мучил ее "враг" перед смертью. Мы дежурили по очереди...
Ночи не спали. Вот сидим раз около нее, а она в полубессознательном
состоянии. Потом повернулась: "Фрося, Фрося, погляди -
преподобный Серафим...Тянет меня туда... А там так высоко, высоко..."
А на другое утро спрашивает: "Что у нас сегодня - не суббота?
Будет всенощная?" - "Зачем вам суббота? - говорим.
- Зачем вам всенощная?" - "Мне надо..." И теряет
сознание. А это было в июле,как раз восемнадцатого числа...
Как раз под преподобного Серафима...
И вот только всенощная кончилась, она у нас и скончалась...
Священник только пришел. Тоже, конечно, все ссыльные священники...
Какое переживание было ужасное... Вынесли мы ее в церковь...
Жара, скорей, скорей... И похороны такие были - Боже мой. Хоронили
возле той церкви Покрова, рядом с архимандритом этим...Народу
было... Это, значит, тридцать первый год... А к нам туда все
шлют и шлют, все едут ссыльные... А Фрося моя всех устраивала
их и на квартиру, и на работу. В НКВД так и говорили им, ссыльным:
"Идите в трудовую контору Журило". Это Фросина фамилия
- Журило.
Она всех устраивала, всем все доставала... Раз сижу я в своем
продснабе на работе. "Иди, - говорят, - тебя там поп какой-то
спрашивает". Я выхожу, думаю, как это поп?.. Батюшки мои!
Архиерей! Высокий такой архиепископ Амвросий Виленский. Его
выслали и с ним монахинь шестьдесят человек... Отпросилась я,
идем домой... А монахини у нас в саду сидят. Ну, тут моя Фрося
развернулась... Соседи - кто муку, кто крупу несет... Суп мы
им наварили - шутка ли обедом накормить шестьдесят человек...
А Владыку мы определили в комнату Валентины Сергеевны. Ей как
раз сорок дней было.
И стал он нам рассказывать. Я плачу, смотрю, и Фрося моя плачет
и платком слезы вытирает. А она увидела, что я реву, разорвала
платок пополам и дает мне. А Владыка поглядел и говорит: "Сколько
лет живу да свете, первый раз вижу такой раздел имущества".
А на другой день услали его в Сузак. Сто двадцать километров
на верблюдах, по самой жаре... Фрося ему, правда, тележку раздобыла.
Корзинку мы ему с собой дали, зонт от солнца и письмо в Сузак
к врачу одному, к нашему знакомому... Собрали мы его, не знаю,
уж как он, бедняга, ехал... А только прислал нам врач наш письмо,
что Владыка через два дня в Сузаке умер. Не выдержал... Царствие
ему Небесное... А на этом снимке тоже наша Матушка Великая.
Это она тут в черном апостольнике сфотографировалась и тоже
- настоятельский крест. Она власяницу носила и вериги, да только
мы никто не знали, после уж стало известно.
Она даже картошку в подвале перебирать ходила. Раз сестры заспорили,
не хотят никто туда идти. Она ничего не сказала, только оделась
и пошла сама... Тут уж все за ней побежали... А то еще раз пошли
мы в собор, там в подвале места нам были приготовлены, чтобы
сестер хоронить... А Матушка Великая тут нам и говорит: "А
я хочу, чтобы меня положили в Святой Земле". Сестры тут
удивились:
"Как это?.. А мы тут как же?" А она больше ничего
не сказала...
А последний раз я ее видела в восемнадцатом году, я еще в обители
не была, все бегала. После службы. В соборе уже никого не было.
Она меня подозвала: "Подойди ко мне. Как жаль, что ты не
можешь упросить маму... Но мы с Батюшкой поговорили и решили
тебе дать послушание, как нашей сестре. Пока твое послушание
- послужи родителям. А в обители ты будешь. Будешь! Ты веришь
мне?"-
"Ну, ладно, - тогда думаю, - что мне с вами делать?"
А на тот год сестры наши собрались ехать в Зосимову Пустынь,
к старцу Алексию, и меняс собой зовут. Ну, думаю, лучше мне
не ехать.
Он, говорят, прозорливый, сразу узнает, как я его ругала тогда,
когда первый-то раз от него шла... Но все-таки они меня уговорили.
И вот стоим мы перед обедней, ждем его, как он в церковь пойдет,
чтобы взять у него благословение... А была у нас сестра Татьяна,
княжна Голицына, высокая такая, большая... Вот я за нее и спряталась...
Не заметит, думаю... И вот он идет... Подходит, сразу рукой
ее отстраняет, увидел меня и говорит: "А...Зинушка пришла..."
А на другой день принял он нас... И меня принял.
Села я у него, и стал он мне все мои грехи говорить - от самой
юности, каких я и не помнила... И вот сижу я и плачу... В жизни
так не плакала - слезы прямо по всему лицу, все лицо омывают...
А он мне своей бородой их вытирает и говорит: "Как бы я
хотел, чтобы ты сейчас умерла".
- "Что вы, - говорю, - батюшка, я не хочу умирать. Я в
обители хочу потрудиться". - "Ну, в обители ты будешь,
сама не заметишь, как там очутишься..." А ведь он это всю
мою жизнь тогда предвидел... Да... А тут как раз отпуск мне
- две недели. С восьмого июля, в Казанскую как раз. Я маме говорю:
"Хочу провести отпуск в обители. Я уже с Фросей договорилась,
с Батюшкой, с Валентиной Сергеевной".
- "Как?! Это что такое? - говорит. - Какой тебе там отдых
будет?" Я говорю: "Дай мне хоть в этом волю"...
Нет, это уж был девятнадцатый год, Великой Матушки уже не было...
Прихожу я в обитель к Батюшке: "Вот я в отпуск к вам".
- "Правильно, - говорит, - давно бы так..."Ну, а кончился
мой отпуск под преподобного Серафима. Иду к Батюшке в кабинет,
он: "Ну, отдохнула, теперь, значит, на работу пойдешь?"
А я говорю: "Не пойду! Я теперь не пойду!" А Батюшка
так удивленно говорит: "Как же так?" - "Как хотите,
сяду вот на лестнице и не пойду никуда. Не пойду домой..."
Он прямо удивился очень:
"Да, - говорит, - давно бы тебе пора к нам... Все-таки
сходи еще раз к маме, попроси благословения..."
Я побежала пешком с Ордынки на Тверскую... Бежала, такая жара
была ужасная... А сестра младшая меня встречает, девятнадцать
лет, замужняя уже была...
"Соня, я в обитель поступаю!" - "Ну и что?"
- "Я вот маме боюсь сказать..." - "А ты скажи
и все!.."
Я села за стол... Мама сидит у самовара, чай разливает. Чувствую,
она неспокойная. Вообще-то она со мной не разговаривала почти.
Я прямо и бахнула: "Мама, я поступаю в обитель!"
Как она вскочит, всплеснула руками: "Так я и знала! Доканали!
Иди на все четыре стороны! Ты мне не дочь!" А я и не знаю,
что ей сказать. Я говорю: "Мама, все-таки надо меня пожалеть.
Сколько лет я вам служу и никому... Братья все женились, сестра
вышла замуж. И никто тебе ничего не говорил, разрешения не спрашивали,
сами устроились и все. А мне уж пора подумать о своем будущем.
Вы же знаете, замуж я не пойду... А если бы я и пошла, разве
бы я вам так могла служить, как буду вам служить в обители?.."
- "Я тебе сказала: ничего мне от тебя не нужно, иди на
все четыре стороны. Я тебя не знаю..."
Вдруг папа приходит. Я к нему тогда: "Папа, ну когда же
вы меня отпустите? Я вишу между небом и землей: ни у вас я,
ни там я..." Папа говорит: "Мать, надо отпустить..."
Только он это сказал, схватила я икону - Скоропослушнину - встала
на колени перед мамой: "Благословляй!" Заставила ее
в руки икону взять и ее руками себя крещу... А папу и забыла...
И кубарем с лестницы, так и убежала. Только икону под мышку...
Прибежала к Батюшке красная как рак. Целый час я бежала по Садовой
улице. "Батюшка, благословила!" (Уж не сказала ему,
как она меня благословляла.)
"Ну, слава Богу, теперь ты - наша сестра..." Так и
поступила... А вот этот снимок - патриарх Тихон. Он нашу обитель
любил. И Батюшку нашего с Батюшкиной Матушкой Ольгой в монахи
постригал, так что уж Батюшка стал архимандрит Сергий, а Батюшкина
Матушка - монахиня Елизавета...
Любил Патриарх нашу обитель. Бывал часто. Встречали его... Девочки
наши воспитанницы в ряд выстраивались и розы ему под ноги бросали.
У нас двадцать две девочки круглые сироты воспитывались и среднее
образование получали... Одинокие старухи жили, за ними сестры
ухаживали. Мальчик один, помню, был расслабленный, калеки, бедные
всякие... Великая Матушка снимала еще специальные дома - один
для чахоточных женщин, а другой для фабричных девушек. Обеды
были в обители бесплатные. Каждый день пятьсот обедов для бедных.
Больница на тридцать кроватей тоже бесплатная. Амбулатория,
самые известные профессора принимали...
И все сами сестры обслуживали, и на кухне, и всюду. И аптека
была, давались бесплатные лекарства. Сестры ходили по домам
на окраины города, где подвалы. Искали бедных. Кому что нужно.
У одних, например, отец безработный - работу находили. У других
мать шить может, а машины нет. Машину покупали. Одежду раздавали,
детям обувь. Великая Княгиня переодевалась и даже на Хитров
рынок ходила, оттуда людей вытаскивать... А к Рождеству у нас
устраивали в амбулатории елку громадную для бедных детей. На
елке игрушки, сласти; а главное - теплая одежда, сестры сами
шили. И валенки для девочек и мальчиков. А последнее дело Великой
Матушки,уж она его не кончила, начала строить пятиэтажный дом
кирпичный. Для бедных студентов, чтобы все для них общее. И
все бы это свои бы сестры обслуживали... А сестер у нас принимали
всех званий и состояний: княжны у нас были Оболенская, Голицына
- и самые деревенские. И всем вначале одинаковое послушание
давалось. Княжна ли ты, графиня или самые крестьянки полевые...
Это уж потом, по уму-разуму, кто на что способен. А вначале
хоть ты княжна, а мой пол, мой посуду. Это Батюшка назначал.
Он у нас был духовник и настоятель... Великая Княгиня тоже всех
принимала сестер. К ней все идут жаловаться. К ней с такими
делами, с которыми скорее идти к матери, чем к отцу. Она как
мать была, а Батюшка как отец... А это - белый-то, клобук -
митрополит Елевферий. После двадцать третьего года, как нашего
Батюшку в первый раз сослали, он у нас в обители служил. Тогда
был отец Вениамин.
А потом видишь,архиереем стал, был Ленинградский Владыка. Санкт-Петербургский...
А после войны мы с Фросей тетку его навещали, совсем уж старенькая
она была. Плачет горькими слезами:
"Фросенька, Веничку-то моего как обидели... Назвали-то
как - Елиферь какой-то..."
Да... А в Туркестане мы с Фросей хорошо жили. До тридцать восьмого
года. А тут приходит моя Фрося с базара и приносит открытку,
а на ней так - домик и дорога. Показывает мне и говорит: "Поедем-ка
мы с тобой в Москву. У Батюшки побываем..." А Батюшка наш
после второй ссылки опять тут, в деревне был... Ну, сели и поехали.
И у Батюшки тут побывали... А только присылают нам из Туркестана
письмо, что арестовали там Надежду Эммануиловну, нашу сестру
(она княжна была) и Агафью Александровну, старосту церковную...
А церкви в это время уже обе закрыты были... И вот Агафья Александровна
ездила все хлопотала, чтоб хоть одну на весь город открыть.
Открыто хлопотала. И когда мы уехали в Москву, их забрали и
обеих расстреляли...
Шофер НКВД знакомый был, он потом рассказывал. Княжна очень
кричала, ей тряпкой заткнули рот. Так она, говорит, наверное,
задохнулась. А Агафья Александровна ехала - только молилась.
Ее тоже поставили, она молча встала... Они выстрелили, она упала...
Стали ее землей засыпать. А она кричит: "Я жива! Жива!"
Так ее и засыпали... Мученица великая, Царствие ей Небесное...
Только за церковь хлопотала.И у нас с Фросей на квартире был
обыск, так что нам написали, чтобы мы пока не ехали. Пока это
все не уляжется...
И вот приехали мы сюда, к Батюшке. Смотрим, старенький уже такой
старичок в синей курточке... А сюда не позволяли к нему ездить
власти. Чтобы никакого общения с ним не было. И церковь тут
уж не служила, она в тридцать третьем году кончилась. Он тут
сидел - ни шагу, никуда...Так только в магазин ходил... Да...
А в Москве у моего брата нас не прописали. Сказали: "Мы
непрописываем сейчас никого".
Туда мы сунулись, сюда... Фрося говорит "Поедем в Харьков".
Там у ней много родственников было - племянников, племянниц,
что-то такое семьдесят человек. Вот мы поехали туда. Нас в Москве
мои родные снабдили. Громадный узел дали: там дадите своим,
что же вы так приедете... Шали, платки, отрезы.... Приняли нас
хорошо. Там у одних племянников, там у других. А мы, по глупости,
рассказали, отчего нам в Туркестан нельзя ехать.И вотвсе стали
бояться нас прописывать. А там ловили которые без прописки.
И на машинах отправляли на какие-то работы.
Потом предстояло время выборов. И перед выборами такое волнение
- всюду искали непрописанных... Прямо шкафы открывали. А тут
мы уже жили у одной Фросиной племянницы. Молодая вдова, племянница.
Хорошая такая женщина, простая... Домик собственный. И Фросе
снится преподобный Онуфрий и говорит ей: "Какая ты малодушная.
Ничего не бойся!"
И вот Настенька, эта племянница, говорит: "Пойду последний
раз попрошу, чтобы начальник вас прописал". А Фрося дала
ей с собой иконку преподобного Онуфрия. Приходит она в милицию,
а там прям плач стоит - никого не прописывает.Он всех гонит.
Орет на многих. Ну, тут Настенькина очередь доходит, а уж она
ни жива ни мертва... Вдруг он улыбнулся: "Ты, - говорит,
- что так волнуешься?"
- "А вот, - говорит, - ко мне тетя изТуркестана приехала,
боюсь, не пропишете". И прописал! На две недели или на
месяц. И мы спокойно восседали в зале выборов. И даже выбирали
кого-то...
Кончились наши две недели, и поехали мы опять в Москву. И опять
без прописки мыкались... А тут приснился мне наш Батюшка. Будто
я стою на лесенке, а там наверху икона Божией Матери, а он мне
говорит: "Молись, молись... Это-Одигитрия, Она все дела
устраивает..." И вот одна знакомая старушка профессорша
Боборыкова говорит: "Около нашей дачи школа новая строится.
Поезжайте туда, живите у нас на даче. Может быть, на работу
в школу вас возьмут и пропишут". Поехали мы туда, поговорили
с директором. "Давайте, - говорит, - давайте! Нам очень
нужны работники! И счетный нужен, и технический. По хозяйственным
делам человек". И прописал он нас постоянно. А потом в
Тайнинку его перевели, и мы с ним туда. Комнату нам дал большую,
и жили мы расчудесно. Всю войну там прожили. Только бомбили
там ужасно. Там вагонный завод со школой рядом, все в него метили.
Но так и не попали. А как бомбежка, мы с Фросей сидим в коридоре
и молимся. И все учителя к нам жмутся.Тут все за Бога взялись...
Директор очень Фросю ценил. Во всем с ней советовался и в какую
краску классы красить. Всюду ее с собой возил. Была она у него
правая рука... Четыре года нас в отпуск не отпускал...
Так там мы и жили до сорок шестого года вместе... А вот тут,
в рамке, это - наша обитель. Какая она была... Ворота, тут куполок...
Видишь, под ним икона... А там дальше - собор. Его в десятом
году освящал митрополит Трифон... А жили вот в этих, в соседних
домах. Их Великая Княгиня в восьмом году, когда они с Батюшкой
обитель открывали, купила у одной старушки. Так все пять домов.
Сначала у них одна всего с Батюшкой сестра была, Батюшкина какая-то
сотрудница, а потом понемножку стали набирать сестер. К восемнадцатому
году уже нас сто пять было...
Тут в соборе беседы были духовные, митрополиты, архиереи участвовали...
Ставили стулья в соборе, по лавкам народ и сестры... После вечерни
воскресной... И тут проповеди читались, объяснения молитв...
Такая у нас была духовная жизнь, это в честь Марии. А больница
и все прочее - это в честь Марфы... А здесь Батюшка сфотографировался
на своей квартире обительской. В скуфье вот на этом самом кресле
сидит. Вот как-то уцелело кресло его и еще один вот этот молочничек.
ММОМ - Марфо-Мариинская обитель милосердия... У нас вся такая
посуда была... А кресло это так тут у него и стояло у окна.
Сидит он на нем, бывало, старенький, а скуфья упадет и в ногах
где-нибудь лежит. "Батюшка, - скажешь, - скуфья упала".
- "Ну, вот, - скажет, - хоть скуфья смиряется, коли я не
смиряюсь...
"А это - церковь здешняя деревенская, какая она была. Сейчас-то
вон погляди в окно, теперь что осталось - уголок один. Вон там
в нише-то, ты, наверно, разглядишь, я-то уж не вижу, там икона
еще - Деисус... Как ее не выбили? Это чудо. Как тут престольный
праздник - на Покрова и на девятую пятницу, так ребята пьяные
начинают с утра в нее кирпичи швырять. А выбить не могут. А
за ними и мальчишки маленькие... Только она пока не поддается...И
так вот два раза в год тут празднуют. А ведь она - красавица
была, погляди-ка.По проекту Казакова. До тридцать третьего года
тут служили. Только уж тогда Батюшке ходить в нее запретили...
Говорят, дескать, вы приходите, благословляете всех. Чтобыэтого
не было. Народ вас тут встречает, вы опасный человек... Он только
что ходил по будням, лишь бы причаститься и помолиться. Чтобы
никто его не видел.
А народ к нему ходил все равно.У кого корова телится, у кого
- что. Почитали его. Вот и на могилу к нему до сих пор все идут
и идут. Уж мы и не знаем, кто, а все идут. А тогда ему НКВД
тут и шагу ступить не давали... Они ведь, было дело, и меня
вербовали. Еще в Тайнинке, в школе ко мне явились. Раз приходит
ко мне директор школы и говорит: "Вам надо зайти в Красный
уголок". Я удивилась, иду. Там сидят двое. Иван Тимофеевич
и Николай Александрович. "У вас фамилия, - спрашивают,
- немецкая?"- "Наверное, - говорю, - немецкая. Только
у меня вся родня русская. И бабушка была русская. Не знаю, почему
такая фамилия".
- "Ну, - говорят, - как вы здесь живете? Может быть, вам
трудно? Мы могли бы вам комнату в Москве дать. Картошкой вас
обеспечим. А то ведь сейчас голодно".
- "Спасибо, - говорю, - у нас все есть. Живем очень хорошо.
Всем довольны".
- "А то, - говорят, - вы для нас самый подходящий работник..."
- "Нет, - говорю, - я и тут на хорошей работе". -
"Ну, - говорят, - мы вам еще будем звонить". И позвонил
мне этот, Иван Тимофеевич. Назначил мне свидание в метро "Дзержинская".
Встретились мы с ним, и ведет он меня прямо на Лубянку. "Куда
вы меня ведете?"
- "А вы, - говорит, - не бойтесь". Входим в парадное.
Там у них ковры. Зал, стол во всю длину, стулья. Роскошь - зеркала,
красивая обстановка. И виден ряд комнат. И там слышу крик. Кричит
кто-то на кого-то. Ну, думаю, сейчас мне тоже будет...И у меня
тут со страху сделалось расстройство желудка...
Ну, а потом открывается дверь, и выходит Николай Александрович,
этот - в военной форме. Приглашает в комнату. Там кровать такая
аккуратненькая. Сели. "Вы знаете что-нибудь о Марфо-Мариинской
обители?"
- "Не только знаю, я там жила". - "Что же вы
нам об этом не сказали?" - "А вы не спрашивали".
- "Вот вы и напишите нам, что знаете об обители, о Батюшке,
о Великой Княгине".
- "Это было такое дело, так людям помогали, - говорю. -
Жаль теперь нет..."
- "Мы сами знаем". - "Ну, а знаете, так чего
же вам писать?"
-"А вы все-таки напишите..." А потом стали меня таскать,
стали назначать дни. "Вот вы работаете в школе, последите
за учителями, что они говорят".
- "Что я - шпионка?" Обиделись: "Что это значит
- шпионка?!" А потом он, главный -то, уехал куда-то,который
меня допрашивал. И он говорит: "Будет у вас Иван Тимофеевич
временно".
Один раз назначил мне Иван Тимофеевич свидание в Александровском
саду. Сели на лавочку. "Мы вас, - говорит, - еще не спрашивали
про деревню Семеновку. Какое у вас знакомство с семеновскими?"
Ну, я и говорю: "Они наши благодети были. Близкие нашей
обители..." А он: "Почему вы все молчите? Все из вас
надо выжимать..." Ну, а потом я уже уехала сюда, к Батюшке.
А они долго в школе интересовались, куда я делась...
А вот это фотография - Великая Княгиня. Тут уже она вдовой.
Это Батюшке был подарок: "Елизавета. Память совместных
трудов. 1904/5".
Она ведь была принцесса Гессенская, внучка королевы Виктории...
А когда еще совсем молоденькой девочкой была, там у себя в Германии,
с детства она все стремилась помогать бедным. Ее прапрабабушка
была тоже Елизавета совершено необыкновенная. Она нищих любила,
чудеса творила. А наша Великая Матушка очень много слышала об
этой прабабушке, и вот с детства она тоже хотела служить бедным,
главное, больным. А тут она девушкой еще была, и во дворце у
них там мальчик, брат ее маленький, из окна выпал и разбился
на смерть. Так она первая подбежала и на руках его окровавленного
несла... И вот уж тут она окончательно себе обет дала не выходить
замуж, а помогать бедным... А Государь наш был друг ее отцу,
Федору. И вот говорит он своему брату Сергею Александровичу:
"Поезжай, сватай у герцога Федора дочь Елизавету".
А Сергей Александрови что же уже решил не жениться, но он не
имел права отказаться от воли Государя. Поехал он туда. Он приехали
поговорил с отцом. А герцог ему говорит: "Это я не могу
решать, поговорите с ней самой". И вот они решили, Сергей
Александрович с Елизаветой, чтобы не обидеть Государя и не разбить
их дружбу с Императором всероссийским, и она, жалея отца, согласились
на то, что они будут муж и жена только для дома Романовых и
для народа... А так будут хранить жизнь девственную.
Она приехала сюда, и брак этот был совершен... Теперь они поселились
во дворце в Кремле... А он был московский губернатор назначен.
Тогда существовало это подпольное, у которого было решение убить
Сергея Александровича. Его почему-то не любили... Или уже начиналось
это, чтобы уничтожить весь дом Романовых? А Великая Княгиня
получала такие письма, чтобы она с ним не ездила... Потому что
ее убивать не хотят, она делала много добра для народа. А она
все время нарочно с ним ездила, оберегала его. Ну, в один прекрасный
день - как раз они должны были куда-то поехать в коляске, две
лошади, кучер их постоянный - и уже сели в коляску... Вдруг
она говорит: "Ах, я забыла что-то..." Платочек там
или еще какую-то мелочь... И побежала. И в это время случилось...
Был убит и кучер, и лошади. Она только кусочки подбирала...
И палец с обручальным кольцом нашла. Потом ходила к этому, который
взрывал-то, в тюрьму. Говорит: "Зачем вы это сделали? Убили
человека..." А он ей ответил: "Это не мое дело. Это
мне приказали". Она тогда написала Николаю, просила простить.
А Государь ответил ей,что помилование никогда не дается убийцам,
кто убил из дома Романовых, и он ничего не может сделать...
Его повесили, потом или там - не знаю. И тут уж она сразу решила,
что нужно начать какое-то дело... Вот поехала она в Орел. А
она была шеф Черниговского полка, который-там стоял, в Орле.
А Батюшка наш был военным священником этого полка. И он уже
был священник знаменитый, он там особенно отличился. Родился-то
он в Воронеже, в Воронежской губернии в семье сельского священника.
Потом, кажется, на врача учился, а потом сразу повернул на священника.
И вот он уже был в Орле, как-то во сне ему явился Святитель
Митрофаний и ангел.
Святитель говорит ему: "Стой и жди. Сейчас, придет к тебе
Божия Матерь". Он, конечно, на колени, и явилась ему Богородица
и говорит: "Ты должен выстроить церковь во имя Покрова..."
И все ему подробно объяснила, какое устройство должно быть,
где какие иконы...И вот он сделал все, как ему Божия Матерь
приказала. Денег-то у него не было, не хватало средств. Но он
все сам-один собрал... И чудеса там тоже были. Там женщина в
Орле жила, у которой кирпичный завод. И вот раз снится этой
хозяйке сон, будто приходит к ней Прекрасная Женщина и говорит:
"Как тебе не стыдно. Тут церковь строят, кирпича им не
хватает... А ты каждый день два раза мимо ездишь и не догадываешься
дать кирпич...Не видишь, что у меня нет кирпича?"
- "А кто вы?" - спрашивает.
"А я, - говорит, - Хозяйка этого Дома..." Наутро она
скорей бежит к Батюшке: "Сколько вам надо кирпича? Берите!..
А я-то по два раза в день мимо ездила и не соображу, что кирпича
у вас нет..." И вот построил он церковь и стал служить,
и столько всего у них было. И облачения неизвестно откуда взялись,
шестьдесят облачений было. Я спрашиваю его: "Что вам, Батюшка,
жертвовали?" - "Не знаю", - говорит. А при церкви
он библиотеку устроил, школу. В этой школе законоучителем стал.
Сейчас храм, говорят, давно сломан, а школа так и стоит... Он
вот и в Орле уже такие дела делал, обительские... А потом Великая
Княгиня попросила его устав написать. В каком виде это будет
обитель. Он и написал ей. Она тогда говорит: "Вы должны
там быть настоятелем". А он не хотел из Орла, из своего
храма уезжать. Очень любили его в Орле. Почитали. Вот и сейчас
сюда еще из Орла его дети духовные приезжают... И вот было.
Только он отказался ехать в Москву, обитель строить, у него
страшно рука распухла. Врачи говорят: "Это что-то очень
серьезное". Чуть не отнимать руку. Он тогда думает: "Может,
мне это наказание?.." И согласился. Сейчас же рука прошла.
Он опять отказался, опять распухла... И так до трех раз. Тут
уж ничего не поделаешь...
И вот устроили они с Великой Матушкой обитель такую, в которой
можно было бы делать все виды добра, милосердия. А особенно
больным помогать... Мы ведь там не монахини были, сестры милосердия
главным образом. В монастырях вся жизнь внутри сосредоточивается,
а у нас было служение миру.Это уж потом монашество приняли.
Фрося приняла монашество тайное - наше тайное считается - по
благословению старца Алексия в девятьсот пятом году... Это -
в рясофор. А меня тогда не постригли. И уж в сорок седьмом году,
за год до своей смерти,выходит Батюшка отсюда из комнаты. Видно,
молился. "Скорей, скорей, - говорит,- я должен вас постричь.
Готовьтесь..."Один день меня в рясофор, а потом в мантию
вместе с Фросей. Фросю-то Любовью еще старец нарек... "А
тебя, - Батюшка спрашивает, - как назовем?" А Фросе преподобный
Онуфрий сказал во сне: "Надежда". Так и стала я -
монахиня Надежда...
А после, когда уж постриг, я в форме монашеской сидела за этим
вот столом, Батюшка и говорит: "Ка кэто ты так говорила
обеты? Их надо твердо говорить, а ты мямлила..."
Вот за этим самым столом. Батюшка, бывало, как что поставит,
так унего стоит годы - не меняется... И вот прислал он тогда
после войны уже письмо. Не нам с Фросей, а своим родственникам,
своей Матушки родственникам... у Матушки Батюшкиной случился
паралич, а у него - жаба, и вот они вдвоем в этой избушке. Мы
как узнали, Фрося загорячилась: "Бросай работу и сейчас
же поезжай к Батюшке!" И сама отпросилась на день в школе.
А мы у них только еще совсем недавно были - на имянины, двадцать
пятое сентября. А тут - пятое октября. Батюшка сидит на скамеечке
около дома. Задыхается, бедненький, у него приступ жабы. И вдруг
мы идем. "Что такое? Что это вы приехали? Что это значит?"
- "А мы, - говорим, - прочли письмо". Фрося говорит:
"Я к вам Зину определяю, пусть вам поможет". - "Что
ты, Фросенька... Она сама больная, а мы такие тяжелые..."
- "Ну, пока. Батюшка, позволите. Дверь вам буду открывать...
(А к нему народ целый день - все идут и идут, а он всебежит,
дверь открывает.) Матушке помогу, сготовлю... А обратно я не
поеду, если не выгоните. А так прошу благословения мне тут пожить..."
- "Но я так боюсь, ты ведь тоже больная... И Фрося там
одна..."
- "Нет, - говорю, - теперь вы у нас тут один, я должна
вам тут послужить..." И вот Фрося уехала, а я осталась.
Сначала ничего не знала, в деревне ведь никогда не жила. Как
печки топить. Батюшка говорит "Ты и самовар поставить не
сумеешь, в трубу воду нальешь..." И так осталась я тут.
Прожила недели две и привыкла. Уборку произвела у них тут, это
я любительница. И к Батюшкиной Матушке яуже привыкла. Она лежачая
больная была. Надо ее умыть, посадить, приготовить ей еду, завтрак
дать. Только чашечку кофею с молоком и кусочек хлеба маленький
с маслом, яичко... И все. Больше она целый день ничего не ест.
А в постный день вообще есть не станет.Только, может, хлеба
кусочек и чашку чаю без молока...
И вот говорит Батюшка Матушке: "Олюшка, как хорошо нам
с Зиной..." Вот так вот стояла его кушетка, а я на печке
спала... И вот утром строго он мне так говорит:"Сестра
Зинаида, пойдите сюда..." Я испугалась, сейчас гнать будет.
А он мне говорит "Здесь у нас маленькая Марфо-Мариинская
обитель. Я - старый настоятель... Матушка моя -больная монахиня.
Можешь ты нам послужить?" А я: "Батюшка, как благословите.
Если вы меня называете сестрой, я буду рада вам послужить. Я
себя считаю недостойной..."
-"Ну, тогда, - говорит, - ты здесь останешься до смерти.
Только вот что я тебя с Фросей разлучил... Ну, ничего, и Фрося
здесь будет..." Тут я и осталась.
Бывало, Матушку вымою. А он сам моется. Посадит меня сюда к
окну: "Ты сиди тут и смотри в окно, не поворачивайся. Нельзя..."
А Матушка с постели: "Можно, можно! Скорей можно!.."
Это чтоб он оделся скорее, не простудился. А потом чай ему приготовлю,
воду уберу.И он у меня чай пьет после бани. И так это хорошо
мы зажили, то есть мне особенно хорошо... Фрося приезжала к
нам часто. Крупы всегда привезет, сахару и всего - от семеновских,
да и так. А я себе на печке обклеила, иконы, устроила себе уголок...
Батюшка заглянет: "Тут у тебя келья"... А потом еще
наша сестра - Поля - к нам приехала. И стала она по хозяйству
и в огороде, и с печкой,а я при Батюшке... И вот заболел он
у нас. И Матушка его болеет, и сам заболел - простудился, крупозное
воспаление легких. Уже не вставал. Раз мы с Полей молились преподобному
Сергию, акафист читали. Батюшка очнулся: "Что это вы такое
там делаете? Благоухание какое-то?"
- "А это мы,Батюшка, акафист преподобному Сергию читаем".
- "А-а. Я и гляжу: Старец стоит..."
А другой раз плохо ему стало: "Зина, читай отходную..."
Я читаю, боюсь,а он и говорит: "Вот святитель Митрофаний
подходит, благословляет..." А потом уж со всем плохо: "Надо
причаститься... Дай мне Святые Дары..." Они у него тут
хранились... Потом попросил зеркальце. У нас тут зеркала не
было. Батюшка говорил, что у монаха зеркала не должно быть...
Взял зеркальце, поглядел и говорит "Еще жизнь есть..."
А последние минуты днем наступали.
"Давайте, - говорю, - Батюшка, переоденемся..." Переодели
мы его, сел он поперек кровати. А я посуду мыла чайную. А он
так тяжело дышит и на меня смотрит... Глаза такие большие...
И вдруг как откинулся об стенку головой и... готов. Я схватила
свечку, скорей молиться... А Матушка из-за занавески: "Что
там такое?"
- "Ничего... С Батюшкой плохо..." Тут она встала и
поглядела: "Что это? Все?.." Скорее узелок свой схватила
и на кровать... А ей когда-то сказали, что она в один день с
ним умрет. Было это двадцать третьего марта, на день Лидии.
Народ к нему,конечно, шел. Платочки ему в гроб клали, полежат
они там, и опять берут себе. Гроб такой громадный был, широкий...
А так легко вынесли в эту дверь - все удивлялись. Погода была
ужасная, дождь лил прямо на него. И Матушка тогда ехала, лошадь
сзади шла. А его до кладбища на руках несли...
Одна деревенская речь говорила: "Как нам не плакать? Кто
это говорит, чтоб мы не плакали?.. Все мы к нему прибегали,
всем он нам советовал..." И так громко кричала, на все
кладбище... Пришли мы с похорон. Матушка легла, забылась...
И вдруг как закричит: "Что? Два года? Два года!..."
- и заплакала. Это ей еще, значит, два года смерти ждать...
"Так долго, так долго..." И прожила она у нас еще
два с лишним года. Мы-то думали, она скоро за ним пойдет. А
на вторую годовщину опять узелок свой взяла, ждала смерти...
Потом расплакалась: "Скоро ли?"
Умерла в сентябре, в день своего Ангела. Ночью очень мучилась.
Я Псалтырь ей читала... Глядит на стенку, а тут этот портрет
Батюшки и висел, она и говорит: "Скоро?! Скоро?! Скоро?!..."
И схоронили мы ее в Батюшкиной могиле, рядом гроб положили...
И вот после ее смерти Фросе во сне является Батюшка. И как стукнет
посохом: "Сейчас же бросай работу; езжай живи к Зине!"
Она ему: "Батюшка, мне пенсию надо отработать". -
"Никакая тебе не нужна пенсия. Езжай к Зине!" И стали
мы тут жить с Фросенькой. А потом и ее я схоронила. Она свою
смерть предчувствовала. Ко всем за десять даже километров прощаться
ходила. Насчет похорон все распорядилась, как поминки, как что...
Это она нашим деревенским, а мне не велела говорить, и сама
ничего не говорила. Жалела меня... Сердцебиение у нее было ужасное,
врачи удивлялись... А все что-то делала, не могла без дела...Что-то
делала в огороде, упала - сотрясение мозга... Потом простудилась
- воспаление легких.Я ей вот тут кровать поставила, она так
и лежала. И все, все терпела. Это как наш Батюшка говорил: "Не
просто терпение, а благодарное и радостное терпение..."
Первого марта - Антонины праздник был - пришли к нам две имянинницы
Антонина и Евдокия. Блинов принесли, рыбы жареной... Масленица
была. Фрося моя так хорошо блинков поела... Ну, ушли гости.
Она лежите "А ты, - говорит, - читай вечернюю молитву..."
Я читаю, и все оначто-нибудь видит. "Смотри, - говорит,
- сколько ко мне гостей пришло... Марфа, Мария, преподобный
Онуфрий, преподобный Сергий, Матушка Великая... Что это они
тебя благословляют, а меня нет...
Ах, вот и меня благословили... Батюшка, пришел Батюшка... А
Зина как же?.." Тут она и заплакала. Это он, наверное,
ей сказал, что я еще тут останусь... А на утро поднялась в шесть
часов. Ходит по комнате, смотрит... Я ей: "Ну что ты встала?"
Она - ни слова. Потом: "Зина, ты все хорошенько убери.
Чтобы на комоде порядок был..." Подошла ко мне, к комоду,
поглядела на меня и повалилась... Похоронили мы ее тоже с Батюшкой,
гроб в гроб...
Вот и осталась я тут одна... А Батюшка еще при жизни говорил:
"Я после смерти вас не оставлю. Буду иметь дерзновение
у Господа. Буду о всех о вас заботиться..." Это ему Матушка
Великая всех поручила, когда ее арестовывали... В восемнадцатом
году. Приехали они в обитель во Вторник, на Пасху, в третий
день. "Мы должны вас увезти". Тут сразу вся обитель
узнала, все сбежались. Она попросилась у них помолиться. Разрешили.
Пошла она в больничную церковь.Батюшка к ней пришел. Сестры
окружили... "Ну, - эти говорят, - надо ехать". А сестры
тут: "Не отдадим,мать!" Схватили ее руками. А они
говорят Батюшке: "Мы ведь посланные. Мы должны это сделать,
чтобы хуже не было..." Посадили ее и сестру с ней, келейницу
ее Варвару... Она говорит Батюшке: "Оставляю вам моих цыпляток..."
Была она и мать, и друг, и настоятельница была мудрая. И молитвенница
особенная. Стояла, как изваяние, не шелохнется. Сколько раз
в церкви заплаканную ее видела... И повезли ее... И сестры бежали
за ней, сколько могли... Кто прям падал до дороге... А я тут
как, раз пришла к обедне. Слышу, диакон читает ектенью и не
может, плачет... И увезли ее в Екатеринбург, с каким-то провожатым
и Варвара с ней. Не разлучилась...
Потом письмо нам прислала, Батюшке и каждой сестре. Сто пять
записочек было вложено и каждой по ее характеру. Из Евангелия,
изБиблии изречения, а кому от себя... Она всех сестер, всех
своих детей знала... И потом еще посылка от нее пришла-булочки
какие-то нам всем. Говорят, потом их всех в шахту бросили. А
Варваре сказали: "Вас мы не хотим бросать. Вы к ихней фамилии
не принадлежите". А она им: "Как с Матушкой поступаете,
так и со мной..."
Не разлучилась... А еще говорят, что в Святой Земле, в монастыре
нашем, русском, есть гроба их серебряные - Матушки Великой и
Варвары... Там она и легла, где хотела... А Батюшка еще Фросе
во сне говорил: "Не тревожьтесь ни о чем. Все у вас будет
в достатке". Я вот пенсию не получаю, хоть у меня стаж
сорок лет... А живу - и никакой нужды". Дрова мне добрые
люди бесплатно привозят...Огород копают, все сажают... За электричество
с меня денег не берут... Хлеба всегда принесут, молока... И
деньги присылают... Мне тут один из города, из собеса, пришел
воды напиться:
"Что-то, - говорит, - я вас не знаю. Вы пенсию получаете?"
- "Нет",- говорю. "Как так?" - "А вот
так..." - "Я вам могу выхлопотать".
- "А мне, - говорю, - она не нужна..."Так и живу тут,
как Батюшка мне благословил, до смерти... А летом тут у меня
народу много... Сестры бывают наши - Даша, Мария, Нина, Анна...
Приезжают хоть на денек к Батюшке на могилку. Дети его духовные
из Москвы, из Орла - каждый год... Да мало уж нас в живых сестер-то
осталось, штук, наверное, двадцать... Батюшка нам так сказал:
"Здесь у вас маленькая обитель. Всех, кто приходит к вам,
принимайте..."
Господи, до смерти моей не дай мне забыть - курчавые облака,
небо, распахнутое над лугами и дальним лесом, речушка Малица,
толпа старых берез с тучей птиц над ними, грачиное "Р"
над полуброшенной деревней, развалины церквушки, избушка Батюшки,
его огород, где он копал картошку, его ель, которая так разрослась,
его обительское кресло с потертой бархатной подушкой, кивот
с безыскусными украшениями, лампадки, бумажные сытинские иконки,
Святитель Митрофаний, Преподобный Онуфрий с бородою ниже колен,
Преподобный Серафим согбенный и в такой же полумантии, как у
Батюшки, и фотографии, фотографии - удивительное Батюшкино лицо,
Великая Матушка с прямым носом и тонкими губами, Валентина Сергеевна,
Батюшкина Матушка, Фросенька с цветами, и вечером тоненький
голосок: "Се Жених грядет в полунощи..." и самоя Матушка
Надежда, и как она провожала меня, как мы шли с ней через рожь,
и как она потом стояла возле кладбища, где Батюшкина могилка,
худая и прямая, со своим посохом, и как смотрела мневслед, и
как я, уже не различая черт ее лица, все еще чувствовал на себе
ее взгляд несказанной доброты и кротости - все, что осталось
в этом мире от Марфо-Мариинской обители милосердия.
июнь-июль 1971 г.
[ Назад к списку ] |