ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ АРДОВ 

  ИНТЕРВЬЮ

  [зеркало]

Итоги недели. Начало июня 2004 г. Главные темы: Объединение РПЦ МП с РПЦЗ(Л) и «олигархиереи»; увольнение Парфенова; отказ в визе Далай-ламе; осуждение Европейским судом «симфонии властей» в Греции…


Портал-Credo.Ru:
Отец Михаил, прошло уже достаточно много дней с момента визита митрополита Лавра и сопровождавшей его делегации в Россию. Большое, как говорится, видится на расстоянии. Может быть, за эти дни Вы увидели что-то новое по сравнению с тем, о чем мы говорили в прошлых наших интервью касательно этого визита?


Протоиерей Михаил Ардов: Я не переставал об этом думать, потому что в масштабе православной Церкви вообще и русского православия в частности это событие весьма значительное. Поэтому не думать об этом я не могу. Тем более, что я все время вспоминаю приснопамятного епископа Григория (Граббе) и все время думаю о том, как хорошо, что он до этого не дожил.

Должен Вам сказать - и я даже собираюсь по поводу моих размышлений написать заметку - что в том, что это окончательная победа КГБ над Русской Зарубежной Церковью, - у меня сомнений нет уже давно. И это, конечно, же не развязка, а эпилог. Но вот чем я в данном случае озадачился. Во-первых, неслыханные дифирамбы, которые архиепископ Марк, человек аскетический и вполне благочестивый, пел Путину и религиозности Путина. Честно сказать, его ритуальные поцелуи с Патриархом и присутствие на торжественных богослужениях не выдает особо православного человека. Но вот тут, размышляя над всей ситуацией, я вдруг подумал, что некоторые признаки христианства вдруг стали видны. Как мы помним, в Нагорной проповеди Господь говорит, что когда человек делает добро, его правая рука не должна знать, что делает левая. Так вот, мне кажется, что у Путина и, может быть, у его администрации правая рука делает одно, а левая делает другое. Мы видим, что кроме преследования одиозных олигархов вроде Гусинского, Березовского и Ходорковского, в Россию начинаются и преследования олигархов другого рода - я имею в виду губернаторов, которые имеют миллиарды и контролируют целые огромные регионы. И вот мы видим, что прокуратура стала заниматься такими делами. Удивительно тут то, что Путин и его команда не используют, что называется, кадровые ресурсы. Им бы надо было не воссоединять Русскую Зарубежную Церковь, даже на таких унизительных условиях, с МП, а именно использовать в Церкви людей, которые скромнее, чем московские митрополиты МП, которых я именую "олигархиереями". И вот если бы была бы какая-то последовательная политика, то, наверное, в этих переговорах Зарубежная Церковь не была бы так унижена,не сидел бы Патриарх во главе стола, а сидел бы напротив митрополита Лавра, а кроме того, ему, может быть, посоветовали бы не служить по митрополиту Сергию панихиду и не говорить о его невероятных заслугах.


- А не показалось ли Вам, что эти внешние ритуальные формы выражения лояльности церковному и светскому руководству России со стороны делегация РПЦЗ(Л) даже превзошли по некоторым параметрам общепринятые в Московской патриархии?


- Да, это очень и очень неприятно поражает. Хотя мы все это знаем, с 90-х годов все это готовилось, сначала это видели только мы, находившиеся в ограде Зарубежной Церкви, потом по этой причине отошедшие от нее, потом это стало видно всем в 2000 году. А это, на мой взгляд, было просто вызывающе. Характерен отзыв священника Дионисия Золотухина, опубликованный на Портале. Он думает, что многие клирики МП, которые смотрели на Зарубежную Церковь как на носителя некой принципиальной истинности, были разочарованы.


- Отсюда можно предположить, что зарубежные иерархи, влившись в Московскую патриархию, станут не голосом совести в ней, не какой-то консервативной закваской, а наоборот - самой лояльной и верноподданнической ее частью.

- Похоже, что так. Они просто подравняются к тем полутораста безгласных архиереев Московской патриархии, которые целиком зависят от Синода, и поэтому никогда никакого гласа не подадут.


- Есть ли вероятность, что рядовое духовенство и активные миряне Зарубежной Церкви все-таки удивятся тем масштабам, которых достигла такая лояльность их иерархии нынешнему российскому режиму, и попробуют притормозить процесс, который пошел не совсем в том русле, в котором предполагалось?

- Скорее, не совсем с той скоростью, с которой предполагалось. Тут дело вот в чем. Конечно, протесты будут. Результатом этого визита будет еще какое-то бегство и клириков, и, может быть, каких-то приходов в другие юрисдикции - к грекам, к нам, к митрополиту Виталию. Но, к сожалению, я вспоминаю 1945-46 годы, когда после победы над Гитлером Сталин устроил агитационную кампанию, практически проглотив всю часть Зарубежной Церкви, которая была в Китае, оттуда только выбрались святитель Филарет и святитель Иоанн (Максимович).

Русские люди в эмиграции очень хотят добра России, действительно. И любой признак, что что-то налаживается, их очень радует, и они в это верят. Я всегда привожу по этому поводу один пример. До Второй мировой войны Сергей Васильевич Рахманинов былкрайне антисоветски настроен. Известен случай, как на каком-то собрании в Париже он играл на рояле. Появился советский посол. Тогда он прекратил играть и сказал: "Пока посол не уйдет, я играть не буду". И послу пришлось удалиться. Это было до войны. В конце войны, в Америке, Рахманинов посылал Сталину свои деньги на помощь, на танки. Тогда же в Европу приезжал провокатор, агент КГБ митрополит Николай (Ярушевич), который просто заманивал русских людей сюда и очень многих заманил, они действительно очень воодушевились. Они говорили - как же, в России открываются храмы, это все показывалось по телевидению. Так и сейчас. Я уверен, что многие русские люди, живущие за рубежом, которые уже потеряли реальную связь и не представляют, что здесь происходят, - они видят телевизионные картинки, как президент встречается с Патриархом, как открываются монастыри, какой внутри роскошный никому не нужный храм Христа Спасителя. А они думают - у них все в порядке, Россия опять православная страна, почему же нам быть разделенными? Они просто не дают себе труда задуматься о том, что же на самом деле происходит и что за всем этим стоит.


- Главное медийное событие минувшей недели - увольнение Леонида Парфенова из телекомпании НТВ. Вы имеете представление о его деятельности, творческом кредо, особенностях его подхода в телевизионной журналистике. Как Вы думаете, в этом увольнении больше политики или этики? Это месть за слишком независимую политическую позицию или, как считают многие православные зрители, в этом больше этики? Раздаются голоса, что слишком уж распоясался Парфенов и слишком оскорбляющие нравственные чувства телезрителей сюжеты стал выдавать в эфир, поэтому пришлось как-то это пресечь. Такое здоровое нравственное чувство в руководстве НТВ победило…

- Я думаю, что, скорее всего, нравственного чувства на телевидении нет ни у кого, ни на одном канале. Достаточно включить телевизор, чтобы в этом убедиться. Я думаю, что тут действительно было давление на НТВ со стороны силовых структур или спецслужб по поводу этого сюжета.

Вообще это, конечно, безумно смешно, это комично - когда арестовали этих двух людей в Катаре, долго-долго даже их фамилии скрывались - это просто смешно! С одной стороны, это возврат тех времен, когда нам вообще никакой информации не давали, а с другой стороны - это довольно серьезный сигнал нам всем, что цензура будет возрождаться. Я думаю, что его уволили с одной стороны, именно по желанию властей, а с другой стороны - насколько я читал и слышал - может быть, его характер был слишком независимым, и его отношения с канальским начальством.

- Вы лично сожалеете по поводу этого увольнения?


- В небольшой мере. Информационно эта передача, "Намедни", давала определенную пользу.


- Как Вы оцениваете очередной отказ российских властей выдать въездную визу Далай-ламе, лидеру всемирной буддийской общины. Как мы знаем, Далай-лама при Ельцине неоднократно посещал Россию, однако путинское правительство здесь заняло совершенно бескомпромиссную позицию. С чем это, по-Вашему, связано? Поддерживаете Вы это или нет?


- Это связано с отношениями с Китаем. Что такое Далай-лама, что такое буддизм? Я не хочу никого обидеть, я уважаю верования всех людей. Но в сравнении с таким геополитическим гигантом, которым является коммунистический Китай, это не очень значительные явления. Понятно, что все соображения "политеса" отступают в данном случае перед отлаженными отношениями с таким мощным и важным соседом, как коммунистический Китай.


- Это результат смены приоритетов во внешней политике России? Потому что еще несколько лет назад Далай-лама свободно посещал Россию, хотя заявления тогдашнего президента и властей по отношению к Китаю тоже были самыми дружелюбными…

- Думаю, что да. Дипломатия есть дипломатия, тем более с такой стороной как Китай. Я думаю, что на переговорах было что-то высказано или поставлено в зависимость от этого. Что такое буддизм в сравнении с коммунистическим миллиардом Китая?


- Но с точки зрения так называемого "золотого миллиарда", то есть западного мира, отношение к Далай-ламе является индикатором уровня демократии в России. Те есть приходится выбирать между одним миллиардом и другим, и Россия делает этот выбор в пользу восточного миллиарда...

- Видите ли, в чем дело. Мне кажется, что в России сейчас период, когда происходит много такого, что вызывает критику либералов. Цензура, закон о референдуме - в таком русле все идет и наводит некоторый порядок. В частности, и в этом отношении, в отношениях с Китаем.


- Раз мы заговорили о западном либерализме, то напрашивается вопрос о Вашей оценке решения Европейского Суда по правам человека в отношении Греции, которое было принято на минувшей неделе. Европейский суд решил, что Греция осталась единственной страной, входящей в Евросоюз, где не соблюдаются фундаментальные права на свободу вероисповедания, и обязало Грецию изменить конституцию так, чтобы привилегии Православной Церкви были уменьшены. Как Вы оцениваете такое решение? Действительно ли Греция последний в Евросоюзе оплот симфонии Православной Церкви и государства? Или же здесь прав Европейский суд, и в Греции ущемляются права и свободы?

- Я не очень хорошо разбираюсь в этой теме. Но мне представляется, что с того момента, как греки действительно на референдуме отказались от монархии в пользу республики, они сделали свой выбор. Но я думаю, что греческое официальное православие представляет собой нечто вроде польского католицизма - то есть это часть национальной идеи, облеченная в религиозные формы. Об этом, я думаю, просто в Европе не догадываются. Там благодаря победе масонства о таких вещах уже думают только в категориях "свободы-несвободы".


- В этих словах звучит некоторое сочувствие такому оазису в виде Греции, который до конца не вписывается в либеральную систему Европы. Но мы знаем, что некоторые православные меньшинства Греции - греки-старостильники - страдают не меньше инославных греков от таких особенностей греческой конституции и борются за свои права. Такое решение Европейского суда было бы для них и выгодно в каком-то отношении...

- Думаю, что то, что происходит в Греции, - то к чему стремятся сейчас деятели МП – это создать некую симфонию не с монархией, а с некоторым выборным правительством. Поэтому особенной симпатии симбиоз демократической власти с Церковью у меня не вызывает. Я считаю, что в таких государствах как Греция или Россия Церкви нужно как можно дальше держаться от государства и властей, только тогда она будет иметь подлинный авторитет.


- Кстати, вернемся в Россию. Здесь разгорается интрига вокруг второй по значимости в РПЦ МП кафедры - Санкт-Петербургской. Около недели назад исполнилось 75 лет ее нынешнему возглавителю митрополиту Владимиру (Котлярову) и, согласно уставу об управлении МП, он должен подать прошение об отставке. Возникает серьезная вероятность, что произойдет смена ключевого персонажа в руководстве МП. Мы даже догадываемся в общем, как может примерно выглядеть эта смена. В данном случае Вы видите какие-то новые опасности для развития церковной ситуации, церковно-государственных отношений в России, если питерскую кафедру займет митрополит Кирилл (Гундяев)?

- Я думаю, что нет. Я думаю, что занятие митрополитом Кириллом этой кафедры не прибавит ничего значительного. Он самый главный "олигархиерей", один из богатейших людей России. Это прибавит ему чуть-чуть - ему будет приятно, что он член Синода не по должности, а по кафедре.


- А став Петербургским митрополитом, он сохранит должность председателя ОВЦС или, чтобы увеличить свое присутствие в Синоде, поставит какую-то свою креатуру на эту должность?

- Я не могу сказать. Думаю, что вряд ли он уступит. В свое время власти ограничили самого Никодима - он был слишком своеволен. И в конце жизни митрополит Никодим был как бы повышен - возглавил несуществующую комиссию Синода по межцерковным отношениям, а на место председателя ОВЦС посадили митрополита Ювеналия.






[ Назад к списку ]





     
 
Copyright 2006-2007. Храм св. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских
на Головинском кладбище в Москве.
E-Mail: Напишите нам    Тел.: (495) 450 5918
All Rights Reserved.



Hosted by uCoz