Книги
Статьи
Проповеди
Интервью
|
|
|
ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ АРДОВ
ИНТЕРВЬЮ
[зеркало]
Итоги недели. Начало сентября 2004 г.
Главные темы: Теракт в Беслане; Передача Казанской; захват храма
в Кадашах…
Портал-Credo.Ru : Отец Михаил, эта неделя оказалась
довольно трагической. Сплошные теракты, массовые смерти людей, полное
бессилие религиозных лидеров, которые пытаются разрешить конфликт..
В общем, какое-то поражение по всем пунктам – и государственного
управления, и религиозного. Захват, кровь… Как это все осмыслить?
- Прежде всего – отсутствует христианский подход ко всем этим событиям.
Мы должны понимать, что такие вещи, как войны – а это полулегальная
необъявленная война, это даже американцы признают – это есть наказание
Божие. Ведь мы знаем у пророка Исайи великую фразу: "Нечестивым
нет мира". Религиозные деятели христианские должны призывать
к покаянию и нравственности, к нравственному перерождению. А когда
мыбудем сотрясать воздух, что "как нехорошо захватывать детей
и беспомощных женщин" - это абсолютно непродуктивно и это вообще
не христианский подход к делу. Войны и все подобные события происходят
по попущению Божию как наказание за безнравственную жизнь и безобразие,
которое существует в нашей жизни. Об этом аспекте никто – ни патриарх
Алексей, ни епископ Феофан – не говорит внятно и гласно. Вот это
самое ужасное в этой ситуации. Это говорит о полном духовном бессилии
Московской Патриархии. Это первое.
Второе – мне кажется, что если сейчас мусульманские страны – такие
как Саудовская Аравия, Турция, Пакистан и прочие – не объединятся
и сами не объявят войну вот этим мерзавцам, которые под прикрытием
ислама творят такие вещи, то ислам в мире получит самую страшную
характеристику и им будет не так легко распространять свою религию.
Может быть, какой-то лучик надежды промелькнул, когда Путин разговаривал
с иорданским королём Абдаллой II. Опять-таки, Абдалла говорил, что
он будет молиться. Молиться – это понятно, хорошее дело. Но, тем
не менее, сейчас государственные деятели, мусульманские муфтии,
имамы, должны объединиться и сами объявить войну этим мерзавцам.
Вот тогда что-то будет. Но я боюсь, что поскольку мир катится с
огромной скоростью в пропасть к самым ужасным временам, которые
нам предречены Священным Писанием – апокалипсису, то боюсь, что
и этого не будет. И мы являемся заложниками нашего чудовищного бездуховного
времени.
- Очень часто еще говорят, что Россия стоит между двух огней.
Действительно, ведь когда мы глядим на мусульманский мир, то Россия
- с одной стороны, а с другой – западный мир. В определенном смысле
Россия находится на ребре между двумя антагонистами – миром Запада
с его абсолютно дехристианизованной системой ценностей, и миром
ислама, который балансирует на грани дикого фанатизма.Россия в некотором
смысле вынуждена постоянно балансировать, пугать одних другими,
делать выбор. Нет ли в этой бесхребетной отчасти политике – какого-то
эсхатологического значения?
- Я не хочу делать никаких прогнозов относительно того, распадется
она или нет в государственном отношении, но то, что она погублена
коммунистами – это точно. Существуют как бы два тоннеля. Как в горном
деле - с двух сторон строят тоннели и идут навстречу друг другу.
С одной стороны - западный либеразилм, политкорректность, доходящие
до клинического идиотизма, а с другой стороны – полное растление
народа, которое осуществили коммунисты за годы своего правления.
И никто ни о чем, кроме как о земных благах думать не желает. Эти
3% практикующих христиан составляют – может быть еще даже в меньшем
количестве процентов – исключение. Все остальное – абсолютно непригодно
с точки зрения духовной. Никто о духовном ни слышать, ни читать
не желает. Поэтому мои прогнозы самые мрачные – и относительно России,
и относительно всего мира.
-Всю предыдущую неделю довольно активно обсуждался вопрос
о передаче храма в Кадашах, о том, что принято решение передать
еще 13 храмов, в том числе музей Рублева, Московской Патриархии.
Как вы рассматриваете все эти факты?
- Этот вопрос очень сложный. Честно говоря, мастерские Грабаря,
которые занимают Покровский Собор Марфо-Марьинской обители и храм
Воскресенья в Кадашах, никакого сочувствия не вызывают. Меня настораживает
агрессивность и желание РПЦ МП прихватить как можно больше храмов
и монастырей при практическом отсутствии нормальных священников
и людей, которые могли бы все это осваивать, нормальных монахов
и нормальной церковной, монашеской и приходской жизни. Это желание
"всё схватить" подозрительно. При всем при этом, конечно,
лучше, чтобы люди молились в храме, а незанимались какими-то хорошими
делами, но такими, которые в храме делать не нужно.
- Еще один вопрос, Вам, наверное, знакомый не понаслышке
– должна ли церковь владеть землей, теми участками, на которых стоят
храмы, или она должна быть наймитом?
- Я под словом "церковь" не подразумеваю РПЦ МП. Соответственно
ей отдавать все это априорно не следует – из этого будет источник
для нечистоплотных епископов и священников, которые немедленно сдадут
все это в аренду и присвоят банкноты. При том, что батюшки в деревенских
церквях будут влачить нищенское существование, как и их приходы.
Поэтому если отдавать церкви – значит должна быть церковь, а не
выкормыш Сталина, его дитя Московская Патриархия. Пока она не превратится
в какой-то мере в Церковь, ей давать ничего нельзя...
- Как вы можете прокомментировать возвращение Казанского
образа Божией Матери, огорчение русских католиков, что их не допустили
поклониться образу?
- Я должен процитировать человека, к которому отношусь с уважением,
но считаю обновленцем – Якова Кротова. Я сам не слышал, но мне сказал
мой приятель, что он это замечательно прокомментировал. Он сказал,
что Московская Патриархия восприняла этот акт не как некий жест
доброй воли со стороны католиков в сторону РПЦ, а как запоздалую
явку с повинной. Мне кажется, это самый лучший комментарий.
[ Назад к списку ]
|
|