Книги
Статьи
Проповеди
Интервью
|
|
|
ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ АРДОВ
ИНТЕРВЬЮ
[зеркало]
Жуков, Молотов, Берия, Говоров- это
сталинская гвардия. Циничные, жестокие и безбожные люди, которые
не могли быть верующими
Протоиерей Михаил Ардов - настоятель храма Царя Мученика Николая
II, что на Головинском кладбище в Москве, Российской Православной
Автономной Церкви. Рукоположен в 1980-м году в Ярославской епархии
Московской патриархии. В 1980- 1993 годах служил на сельских приходах
в Ярославской и Московской областях. В 1993 году порвал с Московской
патриархией. Литератор, публицист.
-Отец Михаил, в последнее время на различных церковно-общественных
форумах часто говорится о том, что победа в Великой отечественной
войне была достигнута благодаря единству народа и власти. Что Вы
об этом думаете?
-Это просто абсурд. Чудовищно преступный режим Сталина всегда был
враждебен народу. Доказательств этому можно найти много. Самое убедительное
из них – история власовского движения. Миллионы примкнули к Власову.
А ведь в истории России до этого никогда не было массовых переходов
на сторону врага. Сначала их предала советская власть, объявив изменниками
народа. Да и без этого, эти люди испытали на себе репрессии 30-х
годов. Было бы "единство", не было бы массовой эмиграции
русских людей. Ведь очень многие сумели уйти на Запад от антинародной
и преступной власти.
Когда я был в Иерусалиме, то познакомился с монахиней Елеонского
монастыря Людмилой (Келлер). Она была родом из Прибалтики. После
войны она была переводчицей у американской оккупационной администрации
в Германии. Ей приходилось переводить ответы русских военнопленных
на допросах, когда решался вопрос об их выдаче в СССР. Матушка Людмила
рассказывала мне: " Я на исповеди сказала своему духовнику
отцу Георгию Граббе о том, что на мне грех лжесвидетельства. Вместо
перевода слов военнопленных я сочиняю такие ответы, чтоб их не выдали.
А он мне ответил, что, конечно, это грех, но чтоб я продолжала это
делать и дальше, потому, что я спасаю людей".
-Последнее время часто можно слышать утверждения, что многие
сталинские наркомы и военачальники были верующими людьми. Что Вы
об этом думаете? Мог ли быть верующим, например, Лаврентий Берия?
-Лаврентий Павлович был человеком необычайных дарований. Генерал
Судоплатов свидетельствует, что он был мастером оперативной работы.
Он ковал победу с 1941 года, а позднее он (а не Сахаров) стал отцом
атомной и водородной бомб. Но, с другой стороны, он был очень развратным
человеком. А это, как все мы хорошо знаем, абсолютно несовместимо
с православной верой.
Если же говорить серьёзно, существуют совершенно фантастические
легенды. Например, о том, что у матушки Матроны был брат в охране
Сталина. Этот охранник, якобы, передавал Сталину советы от Матроны.
Сталин эти советы послушно исполнял.
Совершенно нелепы байки о православии Георгия Жукова. Жуков был
фантастическим мародёром и чудовищно жестоким человеком. Куда бы
он ни приезжал (свидетельство моего отца - фронтовика), его ключевая
фраза была: расстрелять, оформить через трибунал. Для него человеческая
жизнь абсолютно ничего не значила. Чтобы войти в Берлин раньше союзников
он положил 200 тыс. человеческих жизней.
Жуков, Молотов, Берия, Говоров- это сталинская гвардия. Циничные,
жестокие и безбожные люди, которые не могли быть верующими. Подобного
рода легенды Салтыков-Щедрин называл "благоглупостями".
Задним числом выдают желаемое за действительное.
-Отец Михаил, как бы не оценивать режим, все же не считаете
ли Вы, что легализация РПЦ была большим положительным явлением,
связанным с желанием режима быть ближе к народу?
-Главные причины легализации РПЦ – внешнеполитические. В первую
очередь, это была вынужденная мера, предпринятая для поднятия авторитета
режима в глазах западных правительств и западного общественного
мнения.
С другой стороны, это и ответ Гитлеру. Всё же в конце 1943 года,
когда Сталин, Молотов и полковник МГБ Карпов придали РПЦ официальный
статус, исход войны был предрешён и соревнование с Гитлером в открытии
церквей для завоевания симпатий верующих не имело большого значения.
Нужно было добиться симпатий на Западе для открытия Второго фронта
и иметь церковную структуру для работы на занятых нашими войсками
территориях, вне пределов довоенного СССР.
Уступки верующим были ничтожные - было открыто мизерное число храмов.
РПЦ стала полностью подконтрольной МГБ, послушно исполняющей любые
приказы.
Легализация РПЦ имела ужасные последствия для русских эмигрантов
на Западе и в Китае. Многие эмигранты приняли "возрождение
Православия" за чистую монету и решили, что теперь могут возвращаться
на родину. Зазывалы из РПЦ успешно агитировали русских людей возвращаться.
Большинство вернувшихся погибли в лагерях.
Уже после войны Сталин вошёл во вкус имперского образа своей власти.
Он стал чувствовать себя всероссийским императором. Он захотел окружить
себя имперским декором - появились старорежимные погоны и аксельбанты,
гимназические формы на учениках. Одним из элементов этого декора
стали белоклобучники на кремлевских приёмах. Но это уже вопрос эстетики
(по сути фиглярской), а не духовной, церковной жизни.
-Всё же, ведь, появилась у верующих возможность ходить в церковь,
вера в Бога перестала быть преступлением?
-На каком-то частном уровне кому-то было облегчение. В основном
для пожилых людей. Для людей желающих посещать церковь, а, в остальном,
жить по аморальным и антихристианским правилам сталинского режима.
К тому же тем, кто работал, а тем более имел профессию, предполагающую
хоть какую-нибудь ответственность, посещать и такую церковь было
совсем не безопасно.
IIМировая война безусловно является одним из значительнейших
событий XX века. Но я избегаю слова не только "Великая",
но даже "Победа". Слишком много зла пришло в мир вместе
с торжеством сталинизма. Для Православия это событие особенно прискорбно
тем, что в результате войны прекратили существование три православные
монархии - в Болгарии, Румынии и Королевстве сербов и хорватов.
Церкви этих стран превратились в такое же ничтожество, каким уже
была Московская патриархия – игрушки в руках всё той же Лубянки.
-отец Михаил, Вы сочувствуете только православным, страдания многочисленных
верующих других конфессий- католиков и протестантов в центральноевропейских
странах Вас не трогают?
-Я сострадаю всем жертвам сталинского и гитлеровского режимов. Мне
жалко и словаков, и венгров, и немцев. Страдания евреев и цыган,
российских немцев и финнов, чеченцев и калмыков не могут не вызвать
душевной боли. Но ближе и понятнее мне трагедия Православия.
-отец Михаил, как Вы, в таком случае, объясняете позицию
патриарха Алексия II, митрополитов Климента (Капалина) и Кирилла
(Гундяева), других видных представителей духовенства положительно
оценивающих деятельность Сталина, Жукова и других деятелей режима
в годы войны и сразу после неё?
-В последние годы в России набирает силу гебистская идеология, и
они подстраиваются под неё, надеясь получить за это награду.
-Вы думаете, что они кривят душой?
-Они не кривят душой. Они действительно плоть от плоти той самой,
как выражается патриарх Алексий II, структуры, которую Сталин, Молотов
и Карпов учредили в 1943 году. И их отношение к войне и победе отражает
эту глубинную связь Московской патриархии со сталинизмом. Обратите
внимание, хотя бы, на участие духовенства РПЦ в официальных празднованиях
9 мая. Слишком многое в их поведении вызывает вопросы. Начиная с,
по-видимому, зороастрийского, обычая поклонения огню и кончая сентенциями
в праздничных речах и проповедях, где окончание II Мировой войны
называется победой добра над злом. Подразумевается, что Сталин -
это воплощение добра.
-Как Вы относитесь к планам причисления маршала Жукова к
лику святых?
-Я думаю, что такой шаг ещё больше отдалит Московскую патриархию
и от Православия, и от народа.
-Как Вы относитесь к строительству памятных храмов на местах
битв Великой отечественной войны. Например, в Прохоровке?
В этом есть какая–то неправда. Ведь советские войска защищали государство,
официальной идеологией которого был воинствующий атеизм. Для поминовения
верующих, которые сражались в рядах советской армии на полях сражений
разумно поставить простые часовенки.
К тому же это нерациональное расходование средств. На местах боёв
обычно никто не живет. Это поля, леса. Лучше строить храмы в населённых
пунктах.
Должен сказать, что современное храмоздательство вызывает у меня
противоречивые чувства. Все мы знаем, что оно слишком часто обеспечено
деловым сотрудничеством архиреев с казнокрадами. Это сотрудничество-
явление очень печальное, оно мешает РПЦ стать подлинной Церковью
и вести Россию к духовному возрождению.
Беседовал Сергей Филатов
Источник: http://www.starlightsite.co.uk/
[ Назад к списку ]
|
|