ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ АРДОВ 

  ИНТЕРВЬЮ

  [зеркало]

«Наши дети будут в Мекке, если нам не суждено …». О судьбе Зощенко, Ахматовой и еще кое-что о плодах «Великой Победы». Эфир «Эха Москвы» 22 августа 2005 г.



Анатолий Агамиров:
Я начинаю передачу "Записки А.С.А.". У меня в гостях протоиерей Михаил Ардов. Мы будем говорить о писателе Михаиле Зощенко. Есть о чем поговорить, и даже нужно об этом поговорить. Я прав?

О. Михаил Ардов: Абсолютно. Зощенко – это очень важный и очень показательный пример. Но мне бы хотелось добавить, что есть еще два великих современника его – это Дмитрий Дмитриевич Шостакович и Анна Андреевна Ахматова. Я бы сказал, это три великих кита. Их судьба после войны была, в общем-то, сходной, потому что они подверглись чудовищному поруганию, вплоть до площадных слов, которые Сталин позволил себе по отношению к Зощенко и Жданов по отношению к Ахматовой. В силу обстоятельств, в силу характера их судьба сложилась по-разному. Зощенко был сломлен в 54 году и ужасным образом скончался в 1958 году…


А.А.: Зощенко не просто был сломлен, он был заживо убит.

М.А.: Конечно, его приканчивали. Я помню, 22 июля – это день смерти Зощенко. Умер он в 1958 году. Я помню, как в этот день в 59-м году я был у себя дома – я тогда жил с родителями на Большой Ордынке. Мой отец сидел и читал газету, пил чай в нашей столовой. Я ему говорю: "Слушай, сегодня 22 июля – год назад умер Зощенко. В приличной стране уже начало бы выходить полное собрание сочинений". Отец на меня посмотрел и сказал: "В приличной стране он был бы еще жив".

Он был в последний раз у нас в гостях в 58-м году, буквально за три месяца до смерти. Я очень хорошо помню, как он был в каком-то оцепенении, слова он говорил, как будто выталкивал, с огромным трудом. Он к Ахматовой приехал, собственно, ну и к моему отцу – они дружили. Был забавный момент: он остановился у своего друга и соавтора в каком-то случае Владимира Александровича Лившица - на Ленинградском шоссе, около метро "Аэропорт". Он взял такси и ехал на Большую Ордынку к моим родителям, к Ахматовой. Тогда еще машины свободно ходили по Красной площади. С улицы Горького, через Красную площадь, прямо на Ордынку. Поскольку на Красной площади брусчатка, и тогда, естественно, была брусчатка, - а она довольно скользкая, - шофер такси ухитрился врезаться в фонарный столб. Еще помню, шутили, говорили, что вот, Зощенко едет в гости к Ахматовой и сшибает столб на Красной площади – это, может быть, какая-то провокация, теракт?

Но, вообще-то говоря, следует людям помоложе напомнить, что сделали с этими людьми, это тоже результат "Великой Победы", которую теперь так празднуют. Тогда Сталин начал "подкручивать гайки" после войны: как бы народ во время войны подраспустился, интеллигенция в том числе, соответственно, это надо было ликвидировать.


А.А.: Взыграло, на фоне победы…

М.А.: Да-да-да. Кое-кто за границей побывал, пообщался с какими-то американцами, с англичанами – союзниками, и этот момент очень важный. Был вечер, по-моему, вечер Бродского в Центральном доме литератора. Он был лет пять назад. И я в своем выступлении сказал, что после того, что произошло с Ахматовой в 46-м году… И я получил записку из зала: "А что, собственно, произошло с Ахматовой в 46-м году?" Выросло уже не одно даже поколение людей, которые этого не помнят, не знают и этим не очень-то интересуются. Но тот, кому дорога русская культура, русская литература и русская музыка, не должны забывать того, что было здесь устроено. В 46-м году вышло Постановление ЦК "О журналах "Звезда" и "Ленинград", и параллельно с этим появился знаменитый доклад Жданова в Ленинградском, по-моему, обкоме партии, где Зощенко был назван "литературным хулиганом", "подонком". Сталин лично назвал его на заседании Союза писателем "балаганным писакой", "дураком" и еще как-то. Ахматова была названа "салонной поэтессой", "блудницей", "автором эротических стихотворений" и "барыней, которая мечется между будуаром и молельной". Это Жданов. При этом, надо сказать, что он, естественно, не сам это написал – он стихов не читал – это была критика. Ахматова мне называла их имена: Рыбасов и Маслин. Такие были два критика.

Я помню, был такой талантливый молодой человек – к сожалению, он давно уже умер, в молодых годах – сын пушкиноведа Ильи Львовича Фейнберга, Саня. Когда Сурков стал хлопотать о том, чтобы дать Ахматовой квартиру в Москве, этот маленький двенадцатилетний мальчик сказал, что нельзя ей давать однокомнатную квартиру, что ей нужна, как минимум, двухкомнатная, чтобы у нее был будуар и молельная, чтобы она могла метаться… "Между будуаром и молельной".

Ну и соответственно, еще прошло два года, и было знаменитое постановление 48-го года об опере "Великая дружба" Мурадели, где товарищ Сталин и тот же палач Жданов наводили порядок по своему разумению в области музыки. Вот тогда досталось и Шостаковичу, и Прокофьеву, и Мясковскому, всем. Шостаковича перестали исполнять. При этом известно, что Жданов, собрав их, сам на рояле играл – не стеснялся в присутствии гениальных музыкантов играть на рояле – и объяснял, какая должна быть музыка.


А.А.: А ведь Прокофьев был одним из сильнейших пианистов мира вообще. Он был конкурентом Рахманинова, гениальным пианистом. Сесть за рояль в присутствии Прокофьева – это надо было сойти с ума или обнаглеть до предела.

М.А.: Должен Вам сказать, что некоторые холуи – советские холуи - восхищались и говорили: "Это надо же, а ведь он член политбюро – и умеет играть на рояле!" Моего отца это приводило в ярость. Он восклицал: "Что вы говорите глупости! Если бы дворник мог так играть на рояле, это действительно было бы удивительно, вот у нас такой дворник. А он ведь обязан быть культурным человеком. В том, что он умеет бренчать на рояле, ничего удивительного нет. Но то, что он позволяет себе это делать в присутствии Шостаковича, Прокофьева и других музыкантов, это странно". Только когда заболел, тогда он уже перестал играть в концертах, ну что тут говорить.

Здесь уместно поговорить об иллюзиях. У Ахматовой не было иллюзий никаких в отношении советской власти. У Зощенко были, безусловно, – он как заклинание повторял, что такое прогресс, и его переписка с Горьким, это ужасно… Я вот сейчас только что маленькую статью написал. Он был житейский мудрец, и все такое. У Шостаковича тоже был такие иллюзии, и его надломили, но не убили. А Зощенко убили. Есть пятитомник Зощенко, приготовленный покойным литературоведом Юрием Томашевским – и там кончается пятый том, "Перед восходом солнца", статьей Томашевского, и там поразительные документы – его письма, когда он пытается доказывать этим бандитам, что он советский человек.

Когда у Ахматовой спросили, как она относится к постановлению 46-го года, она сказала: "Я со всем согласна". А бедный Михаил Михайлович, когда его спросили, сказал, что это сначала поразило его своей несправедливостью, что он даже написал письмо Сталину о том, что он не совсем с этим согласен. И дальше началась классическая, чудовищная травля его по лучшим советским законам. Было собрание Ленинградского союза писателей, куда приехали писатели – кстати сказать, там был и Константин Михайлович Симонов. Они потребовали у Зощенко объяснений… И тогда Зощенко сказал поразительную речь.

Это один из самых трагических, один из самых страшных документов за всю историю русской литературы. Это я вам ответственно говорю. Они его перебивали, а он все время говорил: "Я советский писатель, я никогда не был несоветским", причем говорил это не для того, чтобы от них отвязаться. Для него это было важно, его только что приняли в Союз писателей, и, в конце концов, он говорит: "Вы что хотите, чтобы я признал, что я трус, что я подонок, что я литературный хулиган? Вы этого от меня требуете? Я на это не могу пойти. Сатирик должен быть чистым человеком. Я измордован, как последний сукин сын…". И в конце он говорит: "Моя жизнь кончена. Я приму любую судьбу, кроме той, которая у меня". И он вышел из зала, ушел.


А.А.: Чтобы разрядить обстановку, нами же нагнетаемую, послушаем весьма созвучную нашему разговору песню Шостаковича на стихи Саши Черного. Поет Галина Вишневская. За роялем – сам Мстислав Ростропович.


ПОТОМКИ

Наши предки лезли в клети
И шептались там не раз:
"Туго, братцы... видно, дети
Будут жить вольготней нас".

Дети выросли. И эти
Лезли в клети в грозный час
И вздыхали: "Наши дети
Встретят солнце после нас".

Нынче так же, как вовеки,
Утешение одно:
Наши дети будут в Мекке,
Если нам не суждено.

Даже сроки предсказали:
Кто - лет двести, кто - пятьсот,
А пока лежи в печали
И мычи, как идиот.

Разукрашенные дули,
Мир умыт, причесан, мил...
Лет чрез двести? Черта в стуле!
Разве я Мафусаил?

Я, как филин, на обломках
Переломанных богов.
В неродившихся потомках
Нет мне братьев и врагов.

Я хочу немножко света
Для себя, пока я жив,
От портного до поэта -
Всем понятен мой призыв...

А потомки... Пусть потомки,
Исполняя жребий свой
И кляня свои потемки,
Лупят в стенку головой!


А.А.: Да, актуально.

М.А.: В конце 50-х гг. вышел в серии "Библиотека поэта" большой том стихов Саши Черного. По-моему, Корней Иванович Чуковский имел к этому какое-то отношение. И его внук Евгений Борисович Чуковский, мой покойный друг, он был женихом Гали Шостакович, Галины Дмитриевны. И он принес эту книжку в дом Шостаковича. Дмитрий Дмитриевич посмотрел эту книжку, и после этого родились эти, замечательные совершенно, произведения. И тогда же, я помню, Максим принес запись, вот эту самую запись, потому что Вишневская с Ростроповичем немедленно это, естественно, исполнили. Здесь речь идет абсолютно о том, о чем мы говорим: что сломило Зощенко. Это идея русской интеллигенции о том, что предстоит какое-то замечательное сияющее будущее, что ради него стоит терпеть лишения и так далее. Кстати сказать, в романе "Дар" Набокова, в гениальном совершенно произведении (я вообще считаю, что это последний великий русский роман, это моя субъективная точка зрения), есть замечательный образ. Набоков говорит о тех интеллигентных революционерах, которые видели впереди какой-то свет, ослепительный свет, они шли, двигались…


А.А.: Это ведь один из первых признаков шизофрении?

М.А.: Да, но что это был за свет, это ведь была такая слабая лампочка в окне тюремного надзирателя. По-моему, это просто как будто о Сталине сказано. Помните, в Кремле горит свет ночью, это Сталин, который не спит, а работает. Такая была легенда.

Так вот, свет этой лампочки и видели интеллигенты. И в этом трагедия России, что интеллигенция болела этой "левизной", они, будучи левыми, не поняли, что перед ними просто уголовники и бандиты, такие, как Ленин, Сталин и вся их когорта. Они считали, что это да, перегибы, но что все это идет в правильном направлении. Чего совершенно была лишена Ахматова. Кстати сказать, в свое время я очень хорошо помню, в 46-м году осенью моя мама съездила в Ленинград, привезла Анну Андреевну, она там в полной изоляции в своей комнате лежала. Привезла ее в наш дом на Ордынке, недалеко от Дома писателей в Лаврушинском переулке. И когда надо было идти к метро "Новокузнецкая" на Пятницкую, то надо было идти Климентовским переулком. Когда мама вела Ахматову, то те писатели, которые попадались навстречу, переходили на другую сторону переулка, чтобы как бы с ней не поздороваться. Мой отец записал, как Ахматова отнеслась к 46-му году. Зощенко, бедный, писал Сталину, пытался что-то выяснить. Ахматова же сказала: "Они с ума сошли. Разве можно так со мной бороться? Меня надо просто замалчивать, как будто меня нет. А то, что они делают, так на моей могиле чудеса происходить будут".


А.А.: Она смотрела просто вперед.

М.А.: Да-да-да. Ей, конечно, было невероятно тяжело, она вообще на грани нищеты была. В 49-м году вторично арестовали ее сына, отправили его на второй лагерный срок. Это притом, что он отвоевал вторую часть войны и пошел добровольцем на фронт. И она жила в чудовищном совершенно напряжении. Но иллюзий и ничего такого не было. Из нее вытащили, правда, ее заставили написать о Сталине – "Слава миру", но она умоляла, чтобы это не печатали, потому что действительно – великий поэт не может лгать сознательно, и поэтому эти стихи совершенно беспомощны…


А.А.: Умеющих лгать великих поэтов, уж извините, я не знаю…

М.А.: Ну почему, стихи Мандельштама о Сталине, не его эпиграмма "Мы живем, под собою не чуя страны…", а стихи под названием "Мне хочется сказать не Сталин – Джугашвили" - написаны мастерски, тем не менее. У него ведь тоже были иллюзии, как и у Зощенко, он же писал: "Я должен жить, дыша и большевея…". Так вот, "большеветь" ему не дали, потому что он в эту схему не вписывался, он был слишком нервным, он ни в какие рамки не входил. И товарищи писатели написали Ежову письмо – это все было напечатано – и там был отзыв писателя Павленко о том, какой ничтожный поэт Мандельштам и что он никакой ценности не представляет. Это было написано в письме, я его недавно перечитывал. И что надо решить вопрос о Мандельштаме.


А.А.: И он решил перестраховаться, позвонил Пастернаку…

М.А.: Это первый раз, в 34-м году, когда была эпиграмма про Сталина. А тут, в 38-м году, машина уже работала вовсю. В разговоре с Пастернаком Сталин спросил, мастер ли он, хороший ли он поэт. Впрочем, в 38-м году Сталина вопросы литературы уже меньше интересовали: он рубил головы сплеча, и у всех подряд.


А.А.: Самое интересное, что у меня был такой разговор с Зощенко. Он был в Гурзуфе, на даче у Томашевских. Это был общий разговор за столом. Зощенко стал спрашивать: "А как вы думаете, почему меня тогда не посадили, почему я остался на свободе?" Томашевский, человек мудрый, при полной моей поддержке – я позволял себе вставлять какие-то слова - сказал: "Вы плохо знаете метод Сталина. Обратите внимание, что все, о ком было постановление, остались на свободе, их не сажали".

М.А.: Это очень интересно, я никогда об этом не задумывался.


А.А.: Да, они оставались на свободе. Потому что Сталин их уже наказал.


Это была передача "Записки А.С.А.", ваш покорный слуга Анатолий Агамиров и мой друг протоиерей Михаил Ардов.





[ Назад к списку ]





     
 
Copyright 2006-2007. Храм св. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских
на Головинском кладбище в Москве.
E-Mail: Напишите нам    Тел.: (495) 450 5918
All Rights Reserved.



Hosted by uCoz