ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ АРДОВ 

  ИНТЕРВЬЮ

  [зеркало]

"Между бизнесом и религией". Интервью для журнала "Terra Nova"



Terra Nova: Отец Михаил, после "перестройки" в жизни церкви произошли такие капитальные изменения, что "непрофессионал" просто не в состоянии уследить за ними, не то что проанализировать. Мы решили обратиться к Вам, потому что Вы соединяете в себе и "профессионала" (Вы священник), и писателя, и известного TV-personality, но кроме того Вы не принадлежите к Московской Патриархии, и это способствует независимому взгляду на предмет. Наконец, среди наших читателей есть немало ценителей Вашего юмора. Давайте начнем так: скажите, что более всего волнует Вас сейчас в жизни православной церкви
?

О. Михаил Ардов: В те времена, когда существовала Российская Православная Империя, Церковь, естественно, называлась Российской Православной – именно Российской. Теперь же под Церковью в нашей стране подразумевают только Московский Патриархат, именующий себя "Русской Православной Церковью". Это словосочетание изобрел товарищ Сталин и его приспешники, которые в 1943 году собрали несколько послушных им епископов и создали ту псевдоцерковную организацию, которая существует до сего дня и мнит себя наследницей многострадальной Российской Церкви. В последнее время эта самая, как выражается патриарх Алексий II, "структура" все более и более вовлекается в бизнес и коммерцию. И вот буквально сегодня, а мы беседуем…

... накануне Покрова…

…да, накануне Покрова, решением то ли правительства, то ли Думы Московскому Патриархату отдается весь Соловецкий Архипелаг. Вообще, это не лишено смысла: там действительно был замечательный монастырь. Но при этом не нужно забывать, что это место не только освящено монахами, но и осквернено не менее знаменитым лагерем, и что через этот лагерь - Соловецкий Лагерь Особого Назначения, сокращенно СЛОН - прошло три миллиона узников. И вот все это как бы отодвигается на второй план.

Этого преступления как будто и не было. И на Соловки будут ездить только паломники и специально отобранные туристы… Между тем в Думе сейчас должен рассматриваться закон, позволяющий Московской Патриархии получить все права на туристическо-паломнический бизнес. Но вернемся к Соловкам. Первое, что собираются совершить новые хозяева, – построить новую резиденцию для патриарха. А то у него их мало! У него даже в Екатеринбурге, не известно зачем, есть резиденция, есть и в Кремле, в Переделкине, в Чистом переулке, в Одессе и так далее… Но - слава Тебе, Господи – в России есть и такие православные, которые неподвластны Патриархии, в частности наша Российская Православная Церковь. Правда, в Министерстве юстиции нам еще велели добавить слово "автономная", но мы его обычно не употребляем. У нас есть довольно много катакомбных епископов, катакомбных священников, есть катакомбные общины, которые в свое время присоединились к Зарубежной Церкви, а потом примкнули к нам, когда поняли, что Зарубежная Церковь захвачена КГБ и вот-вот вольется в Патриархию. Этот захват делается совершенно бесцеремонно, без всякихотвлекающих маневров... Например, будучи недавно в Нью Йорке, президент Путин первым делом поехал в Зарубежный Синод. Практически, это означает уничтожение Зарубежной Церкви, да уже и сейчас можно сказать, что ее уничтожили, она уже раскололась на четыре или пять частей.

А на какие именно?

Самая большая часть у митрополита Лавра. Но есть еще и митрополит Виталий (он живет в Канаде), ему номинально подчиняются еще три юрисдикции, которые не сообщаются между собою. Можно безошибочно предсказать, что и "Лавровскую ветвь" ждет дробление. Как только они подчинятся Патриархии, приходы от них побегут – кто-то к нам, кто-то к грекам старостильникам…

Будет ли у Американской Православной Церкви какая-нибудь роль в этом процессе?

Американскую Православную Церковь никто, кроме Московской Патриархии, не признает. Раньше ее признавали еще церкви-сателлиты – польская, чешская, грузинская, то есть те, которые практически находились под властью все того же КГБ. Может быть, даже румынская церковь тогда ее признавала. Но Константинопольский Патриарх, который претендует на роль православного Папы, не признает ее категорически. А теперь перспектива такая - прихожанам и священникам Зарубежной Церкви придется вступить в общение с Американской Церковью, и это после многих лет взаимного непризнания, вражды и судебных процессов.

Значит, наступит примирение. Это, надо полагать, хорошо, нормально?

Хорошо и нормально, когда христиане объединяются в истинном исповедании. А когда речь идет о еретиках – экуменистах и новостильниках, в этом ничего хорошего нет.

В Американской Православной Церкви тоже есть приходы, которые пользуются календарем старого стиля...

Да, я это знаю, но дело в том, что на приходском уровне эту проблему решить нельзя. Когда греки в двадцатых годах переходили на новый стиль, - они сделали это совершенно безобразным способом. Им казалось, что если они перейдут на новый стиль и начнут налаживать контакты с англиканами, то в этом случае англичане помогут им захватить Константинополь… Элладская церковь вводила григорианский календарь явочным порядком, совершенно игнорируя тот факт, что Новый Стиль – Папистский Календарь - был предан анафеме на трех Соборах в 16 веке! Принимая такое решение, надо было собрать хоть какой-то Собор, а они вполне уподобились обновленцам в России.

Греки ведь участвовали в одном из обновленческих соборов?

Да, и они в свое время советовали Патриарху Тихону сложить с себя полномочия и уйти на покой. Надо сказать, что церкви в Греции и на Ближнем Востоке многие века существовали на русские деньги. И они рассуждали так: к обновленцам лучше относится Советское правительство, и значит, нужно поддерживать именно их, с тем, чтобы самим получить поддержку от Советов. И в конце концов они этого добились. После того, как Сталин организовал свою Патриархию, возобновились денежные подношения и подарки греческим патриархам…

Все это звучит как-то не по-христиански...


Мы живем в пост-христианские времена. В нашей стране верующих не более трех процентов, но такая же картина и в Англии, хотя там в ХХ веке коммунисты не разрушали храмов и не убивали священников.

Давайте вернемся к катакомбной церкви. Наверняка, лишь немногие из наших читателей знают, что это такое. По крайней мере, мало кто знает, как она легализовалась.

В 1927 году, когда Митрополит Сергий (Страгородский) подписал (мы еще помним такое выражение "подписать письмо", письма не "писались", а "подписывались"), так вот Митрополит Страгородский именно подписал письмо, или так называемую декларацию, которая была составлена на Лубянке. В этом позорном документе православным христианам предписывалась лояльность преступному большевицкому режиму и объявлялось, что у Церкви и Советской власти общие "радости". И вот тогда-то Российская Православная Церковь раскололась на три части. Первая часть – это те, которые пошли за митрополитом Сергием на соглашательство, на полное подчинение большевикам, точнее говоря, чекистам. И это немалая часть, потому что многие из духовенства, у кого были жены, дети, имели искреннее стремление остаться легальными, чтобы служить по-прежнему и жить нормальной человеческой жизнью. Они не были готовы к мученичеству и исповедничеству. Затем была часть зарубежная, та, которая находилась в эмиграции, и возглавлялась Митрополитом Антонием (Храповицким). Она, естественно, никакого соглашательства с большевиками принять не могла. И, наконец, в самой России были люди, не пожелавшие идти за Митрополитом Сергием в подчинение безбожной власти. Возглавляли их архиереи-исповедники – Петр (Полянский), Кирилл (Смирнов), Иосиф (Петровых)…

Их последователи собирались на богослужения тайно, а потому и стали именоваться катакомбниками. Эти люди подвергались беспощадным преследованиям – хватали всех - не только епископов, священников, но и мирян… В результате преследований катакомбники были очень разобщены и, в конце концов, лишились епископата. В семидесятых годах они обратились к Зарубежной Церкви, и в Россию был послан епископ с тайной миссией рукоположить катакомбникам архиерея, что и было совершено. Но, повторяю, они были разобщены, а потому нового епископа Лазаря (Журбенко) не все из них признали… Как помним, в начале девяностых в России стали появляться приходы Зарубежной Церкви, к ней присоединялись как легальные (патриархийные), так и катакомбные общины и священнослужители. Но к середине девяностых многим из нас стало ясно, что в Синоде Зарубежной Церкви власть захватили агенты КГБ и уже не за горами момент слияния с Московской Патриархией. И тогда наши архиереи вышли из подчинения Заграничному Синоду, так появилась на свет наша юрисдикция, в которой значительную часть составляют катакомбники.

Что Вы можете сказать о Суздальском Архиерее вашей церкви Валентине?

Это – наш первоиерарх. В детстве он общался с катакомбниками. А еще он общался с Митрополитом Нестором, который до возвращения в Россию был Епископом Зарубежной Церкви в Китае. У Владыки Валентина была довольно успешная карьера в Патриархии. В семидесятых годах ему поручили наладить церковную жизнь в Суздале, и он с этим блестяще справился. А в девяностом его решили разлучить с его паствой, перевести из Суздаля на другой приход. Он категорически отказался и в конце концов первым из нас порвал с псевдо-церковью, каковой является Московская Патриархия, и присоединился к Зарубежному Синоду.

В Патриархате очень его ругают за какие-то нечеловеческие грехи...

Да, на него льют помои очень, очень давно. Причем, это делают периодически и с очень точным расчетом. В то время, когда была очередная смута в Зарубежной Церкви (это было года три назад) и возникла опасность, что их приходы будут присоединяться к нам, на него немедленно завели судебное дело. И обвинили его - ни больше, ни меньше, как в педофилии. Был громкий процесс в Суздале, который, в общем-то, ничем не кончился. Свидетелей подкупали, но на суде мальчики отказывались от данных на следствии показаний. В результате приговор был основан на показаниях одного молодого человека, про которого в судебных документах сказано, что он с детства наблюдается у психиатра и имеет олигофрению на стадии дебильности. Сейчас все обвинения с владыки сняты.

Возвращаясь к Патриаршей Церкви, не могли бы Вы пояснить, что это за бизнес-идеи обуревают ее?

О, это уже давно у них. Я даже ввел в обиход термин "олигархиерей". И, действительно, в среде Епископата Московской Патриархии есть чрезвычайно богатые люди, которые занимаются бизнесом. Первый из них и самый главный – это Митрополит Кирилл, чье состояние оценивается в несколько миллиардов долларов. Потому что он, помимо того, что торговал беспошлинным табаком и алкоголем, еще и имел квоту на экспорт нефти. С каждой нефтяной сделки он откладывал от ста до двухсот миллионов долларов. Для того чтобы себя обезопасить (он ведь человек очень умный), он за пятьсот миллионов долларов купил виллу в Швейцарии на имя Патриарха. Ведь, если завтра его возьмут за некое место (за рясу, мягко выражаясь), то, естественно, встанет вопрос: а что это за собственность? кому она принадлежит, откуда взялась?..

В свое время был очень громкий скандал, когда после вывода наших войск из Германии украли деньги и имущество целого громадного военного округа. Так вот, эти деньги ушли через некий псевдоцерковный фонд, который тут же перестал существовать. Поэтому тогда посадили двух-трех генералов, а потом никого уже не арестовывали, потому что дальше надо было хватать архиереев…

А как же они эти нефтедоллары получают, через какие каналы?


Ну, уж это-то в России как-то делают. Ну, как получали их Березовский и ему подобные? Для этого есть какие-то схемы, которых я, конечно, не знаю. Но вот вам такой пример. У меня есть один благодетель. Он строитель, хозяин строительной фирмы. Недалеко от моего храма похоронена его жена (как я понимаю, очень милая женщина была). И вот, на какой-то стройке в Воронеже ему задолжали огромную сумму денег. Тут к нему приезжает тогдашний Воронежский Архиерей, ныне Митрополит Казахстанский Мефодий (Немцов), и говорит: я вам помогу их получить, но 10% вы мне отдаете на епархию. Мне, говорит мой благодетель, так противно стало, что хотя я много потерял, я от такого предложения отказался…

Говорят, что в России возрождается монашеская жизнь?

Это полная чушь. Святитель Игнатий Брянчанинов еще 150 лет назад писал, что монашество – это "подвиг, не данный нашему времени". Можете себе представить, что если в середине XIX века "не было дано", так уже теперь и подавно. Монастыри, находящиеся на территории Советского Союза, или России теперь, делятся на две категории. Это или туристические центры, как Валаам, Троице-Сергиева Лавра или Соловки. Или такие кибуцы, колхозы, к которым жмутся бомжи и прочие совершенно потерявшиеся люди. Их там кормят, и они трудятся за тарелку супа. Что-то строят, ухаживают за коровами и так далее. Никакой монашеской жизни здесь нет и быть не может. Если есть сейчас на свете монастыри, то, может быть, несколько у старостильников-греков, может быть, один-два на Кипре, несколько в самой Греции…

А Афон?

Афон тоже пал уже. На Афоне осталось только несколько скитов и монастырь Есфигмену, в котором они не поминают еретика – Вселенского Патриарха... И там, как и во многих других местах, есть голубые.

Нельзя ли уточнить, в чем состоит ересь Вселенского Патриарха?


Он новостильник и экуменист. А к тому же стремится стать православным Папой – то есть не "первым среди равных" епископов, а обладать над ними реальной властью.

Что Вы скажете о такой вещи, как неофильство? Ведь еще совсем недавно очень много молодежи влилось в церковь.

Ну, не очень много! В восьмидесятых и девяностых годах молодые интеллигенты вливались в Церковь. Это был протест против всевластия большевиков. И сейчас есть какой-то приток интеллигенции, но очень, очень ослабленный. Вот я, например, теперь, задним числом понимаю, что я когда принимал сан, я шел в Церковь еще и потому, что полностью выпадал из советской жизни. Тут я мог не участвовать в абсурдных мероприятиях, в демонстрациях, и так далее. Тем более в деревне. Мы даже и послание Патриарха с осуждением американцев во Вьетнаме не читали. А сейчас кто ж пойдет в церковь, если по телевидению беспрерывно показывают Путина или Лужкова со свечками... Наилучший вариант антирелигиозной пропаганды.

Кстати, многие говорят, что у Путина – это искренне, что это какое-то обращение...

Вполне возможно. В чужую душу не заглянешь. Религиозность ли это, суеверие ли?.. Но если б это была вера, он бы это тщательно скрывал. И никогда бы нигде не засвечивался, никаких икон не дарил, ничего бы такого не делал. Это было бы его сугубо личным делом. А коль скоро он и тут лезет в политику, занят подчинением Зарубежной Церкви Московскому патриарху, верить в его искренность невозможно.

Ну, хорошо, а существуют для Вас какие-нибудь симпатичные иноверцы?

Я антиэкуменист. Но это не значит, что я не могу, например, дружить с католиком или протестантом. Я считаю, что всякий человек, который живет не просто животной жизнью, не только бизнесом, жратвой, уже заслуживает уважения…Но это совсем не то же самое, что постигнуть истину, заключающуюся в Православии, - это не всем дано...

Но у иноверцев тоже ведь есть свои традиции, свои амбиции, они тоже считают себя постигшими...

Разумеется! У меня нет никакого желания запрещать, кричать, орать, топать ногами. Это было бы как та совершенно позорная история, когда Патриархия не пускала покойного папу Войтылу в Россию. Это же позор, просто даже смешно, наконец. Ну, приехал бы папа, ну и что? Уверяю вас, его визит нисколько не уменьшил бы числа тех, кто принадлежит к Московскому Патриархату, – три процента населения России. Представьте себе, что в Пасхальную ночь в Москве, в 12-ти миллионном городе, в храм идет, в лучшем случае, 170 тысяч человек – меньше одного процента. Ну, о чем тут говорить? Никого это уже не интересует. Мы живем в пост-христианские времена.

Может быть, это и хорошо?..

Я думаю, что это плохо, а не хорошо. А не хорошо это вот почему. Я, знаете ли, отнюдь не демократ, и считаю, что в те времена, когда государство, империя стояла на страже веры, – людей учили верить, и у Церкви было больше возможности реализовывать свои функции. А что происходит сейчас? Ведь Христианство – это очень возвышенное учение.

Истинных христиан не могло быть много ни в какие времена. Это религия запретов, воздержания. Все, чего нам хочется, там все запрещено. Но если существовало православное государство, то элита (как теперь выражаются) была, естественно, ориентирована на возвышенные идеалы православия.

Положим, государь плох, безнравственен, как Екатерина, например, но тем не менее, благодаря особой роли религии в обществе, у просвещенной его части сохраняются идеалы, потому и богатые, и бедные, и люди, облеченные властью, имеют нравственные ориентиры. И простецы тоже тянутся за ними, тоже смотрят в эту же сторону. Поэтому при всем диком суеверии русского народа (вспомним, что и Достоевский, и Ахматова говорили, что православие в России "не проповедано") ориентиры, тем не менее, были, и все довольно четко понимали, что вот да: это плохо, а это – хорошо. А когда происходит то, что происходит сейчас, то почему то-то и то-то плохо, уже становится неизвестно. Значит, можно оторвать кому хочешь голову, если тебе так надо.

Если я могу захватить его автомобиль, то почему бы не оторвать ему голову, если это безнаказанно, если это не осуждаемо с позиций веры?

Но есть ли какие-то шансы у монархии в нынешней России?

Думаю, что нет. Сама эта идея в России совершенно дискредитирована... Во-первых, эта комическая троица: "Великая княгиня Леонида Ильинична",- как, иронически, мы ее называем, "толстуха", ее дочка и этот "молодой человек", это – персонажи опереточные. А кроме того существуют жулики и самозванцы, которые компрометируют идею Монархии… Был такой самозванец, он недавно умер, фамилия его была Дальский. Он выдавал себя за сына царевича Алексея и называл себя Николаем Третьим. При этом он был из каких-то военных или флотских. Он был невероятный пройдоха. Он устроил себе коронование в городе Ногинске, бывшем Богородске, у такого же жуликоватого типа, который является Архиереем Украинской Церкви в юрисдикции Митрополита Филарета Денисенко. Я видел эту коронацию, ее показывали по телевидению, и это было безумно смешно. При "царе" была весьма комичного вида "царица", она почему-то носила на своей пышной груди бриллиантовый крест, полагающийся архимандритам и епископам, и что-то такое коронообразное в волосах…

И вот еще что забавно. Когда Дальский еще только намеревался устроить "коронацию", то на своем официальном бланке написал письмо в Грановитую Палату с просьбой выдать ему для этой церемонии Корону Российской Империи, Державу и Скипетр. И надо сказать, что там оказались интеллигентные, умные люди, которые замечательно ему ответили. Ему рекомендовали обратиться на студию "Мосфильм": дескать, там все эти предметы тоже есть.

А у интеллигенции бытует идея монархии?

Очень мало у кого… Конечно, есть совершенно упертые монархисты, но чаще всего это те, кого я называю "монархисты без царя в голове". Какая сейчас монархия? Вы только посмотрите вокруг!

Это правда, но не так уж редко слышишь, как люди говорят: "Я начинаю все более и более сочувствовать монархии". Какие существуют монархические организации? Что такое, например, "Всероссийский Монархический центр" или "Российский имперский союз-орден" или "Имперский Авангард"?

Что касается меня, то я очень сочувствую монархии, я чту Святого Царя Мученика, но я реалист, я понимаю, что народ, который эту страну населяет, никакой монархии не достоин. Я всегда привожу пророческие слова Епископа Феофана Затворника, сказавшего в 1863 году (до подлого каракозовского выстрела): "Как часто Богоизбранного и Боголюбезного Царя отъемлет Господь вместе с престолом и Царством у народа, который сам себя сделал того недостойным." Это и произошло в 1917 году. Помню некий монархист мне возразил: в 1613 году только каждый двенадцатый пошел в ополчение Минина и Пожарского и, тем не менее, монархия была восстановлена, избрали царя Михаила. На что я сказал: "Да. Наверное, пошел только каждый двенадцатый. Но те одиннадцать, которые не шли, были православные верующие. Христиане и монархисты".

Что же, наследники престола собираются жить в России, примерно как Английская королева живет в Англии?

Да, такой вариант я вполне допускаю, хотя вероятность его – один шанс из тысячи. Вполне возможно, что кто-то захочет править в России, прикрывшись номинальной монархией, станет чем-нибудь вроде Антонеску при короле Михае. Но это не будет восстановлением монархии. Это будет очередное жульничество и надругательство над высокой идеей и здравым смыслом.

А, все-таки, у этой троицы есть какие-нибудь реальные права, легальные документы?

Довольно много людей по сию пору считают: Кирилл Владимирович и Владимир Кириллович являлись законными наследниками Престола. Но теперь опубликованы документы, из которых явствует, что Государь Николай Александрович лишил Кирилла права наследования по той причине, что этот великий князь женился на своей двоюродной сестре, которая до того была замужем за братом Государыни Александры Федоровны. Кроме того известно, что Кирилл первым из великих князей изменил Царю и прибыл в Думу с красным бантом. Столь же беспринципным был и его сын. Он без колебаний перешел из Зарубежной Церкви в Патриархию.

Я не так давно узнал, каким образом он умер. Это произошло в Майями (штат Флорида), на заседании в масонской ложе, где он только что прочел какой-то доклад. А было это на Страстной Седьмице. И священник Зарубежной Церкви по фамилии Маккензи, который служил в Майями, естественно, отказался его отпевать.

Что же тут страшного, что он был масон? Александр Первый был масон, Николай Павлович был масон...

Быть может. Но все же масонство в России было запрещено.

Давайте несколько сменим предмет. Что это такое, на ваш взгляд, современные духовные школы? Все эти новооткрытые богословские институты?


Честно скажу, я теперь уже этого просто не знаю. Я уже очень давно от этого оторван. Но мне было приятно узнать, что в семинарии запретили читать мою книжку. Это – подражание Николаю Лескову, я назвал ее – "Мелочи архи.., прото… и просто иерейской жизни". Понятно, то, что запрещают, читается с особым удовольствием. А вообще об образовании вот что еще хочется сказать. Очень часто, до сих пор, как это ни печально, или, наоборот, смешно, говорят, что церковь против науки и прогресса. Все это, конечно, абсолютная чушь. Никогда никаких прямых противоречий у науки и церкви не было и быть не могло, если не считать, естественно, эксцессов вроде казни Галилея. Но церковь знает природу человека. Она прекрасно знает, что какое бы научное изобретение люди ни сделали, оно всегда будет использовано во вред и во зло. Ведь все открытия, которые уже сделаны, они все, главным образом, для войны и для уничтожения себе подобных. В частности, Интернет, изобретенный военными, ради того, чтоб можно было установить электронную связь, которую нельзя было бы ни заглушить, ни прервать никаким образом. Если, например, погибает Европа, то из Мадрида в Москву можно будет по Интернету попасть, скажем, через Аддис-Абебу, Мельбурн, Токио и так далее.

Между прочим, Святитель Филарет Вознесенский, возглавитель Зарубежной Церкви, прославленный нашей Церковью, когда ему говорили слово "компьютер", показывал, как бы такие вот рожки. А я, уже потом, своим умом дойдя до некоторых подобных соображений, поговорил с совершенно замечательным человеком, гарвардским профессором, специалистом по компьютерам и очень верующим православным - графом Дмитрием Георгиевичем Граббе, чей отец, (в монашестве Григорий)в конце жизни был епископом.

И я ему, специалисту по компьютерам, сказал, что, по моему мнению, они чем-то напоминают бесов. Чем же именно? Что в них такого бесовского? А вот чем. Бесы обладают огромной информацией обо всех людях. Они свидетели жизни всего рода человеческого вообще и каждого человека в отдельности. Поэтому о людях они знают, можно сказать, все, в том числе о типах и мотивах поведения и могут, таким образом, прогнозировать ход вещей. А, кроме того, как я понимаю, они могут с огромной скоростью передавать друг другу эту информацию. На что Дмитрий Георгиевич сказал: да, с большой скоростью, но медленнее, чем компьютер. И привел такой пример из XIX века.

Он рассказал про некоего одержимого бесом человека, делавшего какие-то пророчества и совершавшего некие чудеса. И вот, его, якобы, спросили о судьбе одного пропавшего без вести человека, и он ответил часа через четыре, что пропавший находится в таком-то селе за Уралом. Его спросили, почему он так долго не отвечал? Он говорит: "Ну, а расстояние-то какое..."

Понятно, что если бы он пользовался Интернетом, то ответил бы через одну-две минуты. Хотя я человек несовременный, но кое-что о компьютерах и об Интернете знаю. И вот я придумал хороший псевдоним для компьютерного хакера: "Интер-Неточка Незванова".

Многие Ваши статьи доступны на сайте www.portal-credo.ru. Расскажите, кто его создал и каково его предназначение?

Насколько мне известно, этот сайт был создан Глебом Павловским. Сейчас это наиболее объективное и солидное из всех Интернет-изданий, которые занимаются вопросами религии и церкви.

Что Вы думаете о роли и влиянии русской диаспоры за границей на поддержание русской культуры и развитие событий в сегодняшней России?

Мне кажется, что влияние русской диаспоры на российскую жизнь может быть ощутимым. Полагаю, что и власть имущие это мнение разделяют. Иначе невозможно объяснить тех усилий, которые тратятся на порабощение когда-то свободной Зарубежной Церкви.

Многие в наше время говорят о смене эпох и подвержены апокалиптическим настроениям. Например, прогноз гибели западной (христианско-иудейской) цивилизации под натиском сплочённой, энергичной и не подверженной "политкорректности" мусульманской. Есть ли для этого основания?

Основания для таких опасений, безусловно, есть. И самый главный признак этого - номинальный отказ от Христианства в развитых западных странах. Как видим, там на смену морали пришла "политкорректность".

В продолжение предыдущего вопроса: Содом и Гоморра могли быть пощажены, если бы там нашёлся один праведник. Есть ли в сегодняшней России такой праведник (не считая как-то упоминавшегося Вами "безгрешного" Лужкова)?

Безусловно, в России остаётся некоторое количество нравственных людей. Но с течением времени их будет всё меньше и меньше.

Очень интересны Ваши комментарии насчёт вреда Интернета, театра и т.п. Однако, не кажется ли Вам, что в условиях меняющегося мира консервативность Церкви в некоторых вопросах отчуждает от неё поколение за поколением и вызывает эффект, обратный желаемому?

Священное писание учит нас, что Господь Иисус Христос не менялся и не меняется. Требования Церкви к людям также должны быть неизменны. Не забудем слов Святого Апостола Иоанна Богослова - "Не любите мира, не того что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей." (первое послание, гл.2, 13).

Ваше пожелание читателям Terra Nova.

Не забывать того, что они и их предки были рождены в России.

Беседовал Андрей АРХИПОВ

"TERRA NOVA", № 7, январь 2006 г.






[ Назад к списку ]





     
 
Copyright 2006-2007. Храм св. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских
на Головинском кладбище в Москве.
E-Mail: Напишите нам    Тел.: (495) 450 5918
All Rights Reserved.



Hosted by uCoz