Книги
Статьи
Проповеди
Интервью
|
|
|
ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ АРДОВ
ИНТЕРВЬЮ
[зеркало]
Трудно быть с Богом. Предпасхальное
интервью протоиерея Михаила Ардова газете "Московский комсомолец".
22 апреля 2006 г.
Священник Михаил Ардов — сын писателя Виктора Ардова и актрисы Нины
Ольшевской. Будущий протоиерей вырос на "Легендарной Ордынке",
как ее окрестила Анна Ахматова, которая, приезжая в Москву, всегда
останавливалась у Ардовых. В этом хлебосольном писательском доме
бывали Борис Пастернак, Лидия Русланова, Фаина Раневская, Дмитрий
Шостакович, Михаил Зощенко. В начале 60-х годов Анна Ахматова снисходительно
одобрила первые прозаичные опыты Михаила Ардова. И прямо как в воду
глядела. Публицистический дар выпускника факультета журналистики
МГУ, ныне священника, по-прежнему воплощается в прозе, но теперь
с церковным уклоном. У этого батюшки анекдотов и баек о жизни священства
хватит на все случаи жизни: будь то смех или грех. С таким острым
на язык, ироничным и нетипичным батюшкой в канун Пасхи встретился
репортер "МК".
— Отец Михаил, ваши братья — единоутробный (по матери) Алексей
Баталов и родной, Борис Ардов, — актеры. Они даже вместе снимались
в фильме "Три толстяка". А что же вы? Представляете, актерская
троица…
— К сожалению, с точки зрения христианства худшей профессии, чем
актер, нет и быть не может. В древности актеров даже не хоронили
на христианских кладбищах. Перед каждым христианином в течение всей
его жизни стоят задачи очистить свою душу, свое сердце и свой ум
от греха, стать, что называется, самим собой. Актер же в течение
всей своей жизни примеряет чужие личины. И такая деятельность абсолютно
противоположна тому, что приписывает нам церковь. Но мы всегда с
братьями были дружны, хотя я не скрывал своего отношения к их выбору.
— Я знаю, что вы и в советское время всей семьей отмечали Пасху.
Анна Ахматова, дружная с вашей семьей и особенно матушкой, принимала
участие в празднике?
— Наша мама пекла знатные куличи и изготавливала неповторимую творожную
пасху. В доме всегда было много гостей. Анна Андреевна, пока были
силы, ходила на крестный ход. А потом мы все вместе приходили к
нам "разговляться". Сама Ахматова, разумеется, ничего
не готовила к праздничному столу: кулинария и стряпня были не ее
уделом. В 60-е годы у меня появился первый транзисторный приемник.
И в пасхальную ночь мы все вместе на Ордынке слушали праздничное
богослужение радиостанции Би-би-си из Лондона. Это было очень умилительно.
До сих пор помню слезы на глазах Ахматовой…
— В представлении обывателя традиции Пасхи — это крашеные
яйца да куличи. А есть ли обычаи, связанные с Пасхой, которые несправедливо
утрачены?
— Пасху недаром называют праздником праздников, торжеством из торжеств.
Ведь для православной церкви в отличие от католической и протестантской
это самый главный праздник в году. Полностью утрачен сегодня в России
обычай навещать в пасхальные дни узников. Раньше всех заключенных
в эти дни кормили и щедро угощали. Эта традиция утрачена по двум
причинам. С одной стороны, на государственном уровне: попробуй сегодня
проникнуть в СИЗО или тюрьму. А с другой — за 70 лет советской власти
людей туда и самих не тянет. Забыли о "милости к падшим",
как писал Пушкин, и сочувствии. С христианской точки зрения, преступники
— глубоко несчастные люди. Боюсь, что при общей аморальности, ожесточенности
навряд ли мы вернем эту традицию.
— Отец Михаил, праздник Пасхи светлый и радостный. Я знаю,
что у вас коллекция анекдотов. А к этому празднику найдется?
— А как же!
АНЕКДОТ ОТ ОТЦА МИХАИЛА
Причем подлинный, восемнадцатого века. На Страстной неделе (последняя
перед Пасхой) некий проповедник оговорился и сказал, что Иуда продал
Христа не за 30 сребреников, а за 40… Стоящий купец наклонился к
своему приятелю и промолвил: "Это, стало быть, по нынешнему
курсу…"
— А не богохульство ли это — подшучивать над верой и всем,
что связано с Богом?
— Одни из самых известных русских архиереев отличались остроумием
и находчивостью. Примеров в истории много. Приведу лишь знаменитого
митрополита Московского Платона. Одну из своих проповедей он произнес
в Петропавловском соборе в присутствии Екатерины II по случаю победы
российского флота над турецким. Проповедник вдруг подошел к гробнице
Петра I и воззвал: "Восстань теперь, великий Монарх, восстань
и насладись плодами трудов своих…" Присутствующий при этом
граф К.Гр.Разумовский, украинец, потихоньку сказал кому-то из придворных:
"Чего вин его кличе? Як встане, то всем достанется".
— Раньше яйца красили исключительно луковой шелухой, сегодня
продают всевозможные наклейки вплоть до изображений святых. С модным
яйцом и к Богу ближе?
— По преданию, Мария Магдалина пришла к императору Тиверию и преподнесла
ему крашеное яйцо со словами: "Христос воскрес!" С тех
пор оно стало символом Воскресения Христова. На Пасху можно расписать
яйца и краской, украсить наклейками, но только желательно они должны
быть без изображений святых. Ведь яйцо съедается, а потом скорлупа
выбрасывается.
Кстати, когда я был в Америке, то заметил, что у них на пасхальных
картинках (в том числе и на яйцах) цыплята и кролики. Меня это очень
развеселило. Теперь мы шутим: "Что такое Пасха в США? Это когда
цыпленок по секрету сообщил кролику, что Христос воскрес!"
— На Пасху принято биться яйцами. Есть ли какой-то церковный
смысл в этом ритуале?
— Это народная традиция: Пасха — еще и праздник обильных угощений:
в этот день заканчивается пост. Разбивание крашеных яиц — всего
лишь развлечение, поэтому не стоит огорчаться, если яйцо оказалось
недостаточно крепким.
— Есть ли еще какие-нибудь народные поверья, которые не
имеют к Пасхе никакого отношения?
— Самое главное заблуждение (на грани богохульства) — посещать на
Пасху кладбище. Несметными толпами народ, подобно язычникам, пирует
и пьянствует "на гробах". Этот чудовищный обычай с точки
зрения церкви утвердился в 60-е годы, когда власти запретили священникам
ходить на кладбища и совершать там панихиды.
Но церковь не совершает поминовения усопших на Пасху — это праздник
Воскресения Христова. Это делается только на Радоницу, которая будет
в этом году 2 мая.
— А как тогда церковь относится к русскому обычаю помянуть
покойника, выпить рюмочку и пожелать, чтобы земля была пухом?
— Это дикость — оставлять мертвому бутерброды и наливать водку,
я бы даже сказал, это оскорбительно для усопшего. Ему нужна свеча
и молитва. Хотите помянуть — делайте это дома, как цивилизованные
люди. Вороны и крысы настолько умные животные, что каждый год даже
ожидают Пасху, дежурят на могилах. Кстати, крысы любят выпить, да
что там говорить — склонны к алкоголизму. Мой диакон сам был свидетелем,
как крыса попивала водку из полной рюмки на могиле, жмурилась от
солнышка, закусывала куличом и продолжала прикладываться к рюмочке.
Хорошо бы было снять подобную сценку и показывать по телевизору
перед Пасхой, чтобы отучить людей от глупостей.
— Раз уж заговорили о покойниках… Я знаю, что вы собрали
целую коллекцию курьезных поминальных записок.
— Прихожане нынче встречаются на редкость творческие. Особенно запомнилось
письмо на тот свет: "За упокой Евгения. Царство тебе небесное…
Низкий тебе поклон. Придет мой час — приходи за мной. Твоя Тамара".
Бывает, люди настолько далеки от церкви, что не понимают смысл слов,
которые употребляют. Так, вместо "новопреставленная (недавно
умершая) раба такая-то" прихожанка написала: "ногу приставленную".
И смех и грех.
— А с вами пасхальные "приключения" случались?
— Служил я в сельской кладбищенской церкви в Егорьевском районе.
Как-то на Пасху ко мне в дом буквально ломились посетители кладбища,
которые после обильных возлияний непременно хотели поболтать с попом.
Причем едва одна толпа уходила, тут же ломилась другая. Я попросил
своих помощников закрыть дверь снаружи и повесить амбарный замок,
чтобы все думали, что меня нет дома.
— Есть поверье, что умершие на Пасху сразу попадают в рай?
— Сразу никто в рай не попадает. О дне и часе смерти знает только
Господь, но, действительно, считается, что умереть в большой церковный
праздник, а уж особенно в Пасху, — милость Божия, надежда на прощение
грехов. Полагаю, что отходить к праотцам под радостные пасхальные
песнопения гораздо веселее.
— Многие верующие в этот день наблюдают, как играет солнце,
как будто светило переливается всеми цветами радуги. Это — знак
свыше или природное явление?
— Я сам наблюдал подобное раза три в жизни. В последний раз на Пятницкой
улице, прямо за зданием метро, вокруг солнца были сверкающие круги.
Никогда не встречал исследований этого явления, но полагаю, что
природа сорадуется нам.
— Сразу после Пасхи в московских загсах наблюдается бум
на браки. Все думают, что свадьбы на Красную горку самые удачливые.
— Все приметы и поверья придумывают темные люди. Красная горка —
первое воскресенье пасхальной недели, когда разрешается совершать
венчание. А счастливым или несчастливым будет брак не зависит от
времени его заключения! А более всего от характера обоих супругов.
— С какими самыми нелепыми заблуждениями верующих вам приходилось
сталкиваться?
— Мой друг служил на Кубани. В первую же неделю на станичном приходе
он совершил множество "заочных отпеваний", т.е. когда
гроб в церковь не приносят. И почти все покойники были мужчины.
Документов о смерти там никаких не спрашивали, а батюшка отпевал
себе и отпевал. Но вот однажды он по простоте душевной обратился
к женщине, которая заказала "заочное отпевание": "А
давно он у вас умер?" "Как умер? — удивилась та. — Он
живой. Ничего ему, подлецу, не делается!" И тут выяснилось,
что в тех местах существовало суеверие: если заочно отпеть неверного
мужа, он непременно вернется в семью. Словом, батюшка, сам того
не ведая, за несколько недель отпел всех распутных мужиков округи.
— На пасхальной службе можно наблюдать, что за ночь священники
много раз меняют облачения. Прямо как в театре...
— Это старинный обычай. Кстати, московские священники переодеваются
аж 8 раз за ночь, чаще, чем во всех других епархиях. Например, в
Питере и Киеве ограничиваются 1—2 переоблачениями.
— Столичный выпендреж?
— Коренной москвич, покойный архиепископ Киприан (Зернов), в свое
время объяснил мне, как это зародилось. В старое время, если умирал
состоятельный человек или кто-то из его близких родственников, покупался
большой кусок драгоценной парчи, которой покрывался гроб, пока он
стоял в церкви. Затем гроб уносили, а парча оставалась в храме,
и из нее за счет родственников умершего шили два облачения — для
священника и для диакона. А когда приближалась Пасха, многие именитые
прихожане обращались к настоятелю с одной и той же просьбой: "На
Пасху послужите в наших облачениях…" Чтобы не обидеть никого
из благоукрасителей храма, хитроумные московские попы и ввели обычай
переоблачаться в Святую ночь множество раз…
— В советское время первые лица государства за три версты
обходили церкви. А теперь дурным тоном стало не отстоять службу…
— Я считаю, что показывать наших чиновников, которые, как правило,
в мирской жизни не отличаются праведностью, с зажженными свечками
— это антирелигиозная пропаганда. Я не так давно перечитывал Гоголя
и нашел к этому явлению прекрасную иллюстрацию. Такая показуха напоминает
описание Николаем Васильевичем 17-летней красавицы, которую "недавно
настиг ужасный разврат. …Эта улыбка была исполнена какой-то жалкой
наглости: она была странна и так же шла к ее лицу, как идет выражение
набожности роже взяточника…" Увы! Именно такими картинками
нас угощает экран, когда чиновники присутствуют на богослужении.
— Но они ведь тоже постились в думских и кремлевской столовых,
разве праздника не заслужили?
— Думаю, что кое-кому из этих людей уже никакой пост не поможет.
— Возможно, большинство чиновников и не лучший пример добропорядочного
христианина. Однако и сами батюшки грешат сребролюбием. Уверяют
верующих, что не в доме на Рублевке счастье и не в "сатанинских"
"Мерседесах". А сами-то живут с комфортом…
— Как верно подметил Лесков: священнику необходимо "купить
себе хибару и возрастить тыкву, тогда спокойнее можно о строении
дела Божия думать". Священник должен иметь квартиру или дом,
может иметь автомобиль, но он не должен жить с вызывающей роскошью:
ездить на дорогой машине и занимать хоромы. Иначе тем самым он вводит
прихожан в соблазн. А Евангелие нам говорит: "Горе тому, через
кого соблазн приходит…" А впрочем, как говорила моя старая
псаломщица: "Что нам попов судить? На то черти есть!"
— Приходится слышать: мол, я хоть и в церковь не хожу, но
у меня есть Бог в душе. Можно ли быть верующим и не ходить в храм?
— Как писал священномученик Киприан Карфагенский: "Кому церковь
не мать, тому Бог не отец!" Мало ли кто у кого в душе? Если
человек так говорит, значит, находится в духовном заблуждении. У
человека грешного, живущего в мирской жизни, Бог никак в душу не
заглянет, это лишь самообман.
— Существуют ли противоречия между наукой и религией?
— Наука и религия существуют параллельно. Профессор Московской духовной
академии Алексей Осипов говорил: "Назовите мне ту науку, которую
должен изучить образованный, верующий человек, чтобы потерять веру
в Бога!" Ему же принадлежит замечательная метафора: "Выдвигать
в качестве аргумента против существования Бога то, что его не видели
космонавты, то же самое, как если бы некто бегал бы с ложкой по
берегу океана, черпал бы из него воду и кричал: "Видите! Китов
в океане нет!"
— Отец Михаил, с наступающим вас праздником! Посоветуйте
нашим читателям, каким концом лучше разбивать яйца: тупым или острым?
— Эту проблему исследовал Джонатан Свифт в своем знаменитом сочинении
"Приключениях Гулливера", и исход войны между тупоконечниками
и остроконечниками уже известен. Всех любопытствующих отсылаю к
этой книге.
СПРАВКА "МК"
Михаил Викторович Ардов родился в 1937 году в Москве. В 1960-м окончил
факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором. В
1980 году принял священнический сан в Ярославской епархии, впоследствии
служил в Подмосковье. Летом 1993 года перешел в Русскую зарубежную
православную церковь. В настоящее время о. Михаил Ардов настоятель
первого в России храма во имя Царя Мученика Николая II, что на Головинском
кладбище в Москве.
"Московский комсомолец",
22 апреля 2006 г
[ Назад к списку ]
|
|