Книги
Статьи
Проповеди
Интервью
|
|
|
ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ АРДОВ
ИНТЕРВЬЮ
[зеркало]
"Портал-Credo.Ru": "Сергианство
- это абсолютная беспринципность под видом того, что "мы спасаем
Церковь"
"Портал-Credo.Ru": Исполнилось 80 лет со дня подписания
печально известной декларации митрополита Сергия (Страгородского).
Как Вы считаете, какую роль эта декларация играет сегодня и как
ситуация сегодняшняя согласуется с той ситуацией, в которой митрополит
Сергий ее подписал?
Отец Михаил Ардов: Мы празднуем печальный юбилей.
Прежде всего, надо сказать именно о том событии. Понятно, что это
был жест отчаяния – никто с этим не поспорит. Митрополит Сергий
был Тучковым и его подручными просто загнан в угол – они его шантажировали,
говорили, что казнят чуть ли не всех архиеерев – сюжет известный.
И, как я понимаю, вообще документ, конечно, составлялся Тучковым.
Не знаю, правил ли там что-нибудь митрополит Сергий, но это не суть
важно. Митрополит Сергий совершил ужасную ошибку, и не в том даже,
что пытался таким образом спасти Церковь, а в том, что он попытался
заключить конкордат с уголовниками. А советская власть – уголовная
с самого начала, начиная с ленинских времен. Нет такого типа преступлений,
который советской властью не был бы возведен в ранг государственной
политики. Известно, что с уголовниками никакие договоры и конкордаты
невозможны, потому что уголовники всех прочих считают лохами. Вспомним,
что Ленин говорил про Брестский мир – что это бумажка, которую они
разорвут в любую минуту, когда им покажется это выгодно. И это,
конечно, была стратегическая и трагическая ошибка митрополита Сергия.
– Насчет угрозы расстрела всех иерархов существует мнение,
что это было придумано уже позже, на Лубянке, поскольку никто не
мешал властям расстрелять и принявших декларацию, что они потом
и делали.
– Это, в данном случае, не такая уж и важная деталь. Ясно, что его
запугивали. А каким образом – это уже не имеет решающего значения.
Я хочу пойти дальше. Как мы знаем, в 1943 году Сталиным была легализирована
Московская патриархия. Собственно говоря, воссоздана в том виде,
в каком она существует до сих пор. И дальше началось некоторое другое
существование, которое продолжалось до конца советской власти. И
там сергианство приняло, в известной мере, двусторонние формы. Получая
определенные льготы и права, церковники служили верой и правдой
советской власти, работая, главным образом, естественно, на зарубежную
аудиторию, с целью, кстати сказать, потеснения и ликвидации Русской
Зарубежной Церкви.
Но теперь вернемся к нашим временам. Сейчас у нас власть совсем
другая. Эту власть я называю "казнокрадократией". Я не
хочу попасть в список экстремистов под известную теперь статью,
но такие же точно казнокрадократы – их предшественники – вырастили
точно таких же, как я их называю, "олигархиереев". И сейчас
сергианство, видоизменившись, уже во второй раз существует в нашей
стране как взаимовыгодный союз Церкви и власти, который я называю
"фальшивой симфонией". Но, тем не менее, в основе своей
это именно сергианство – то есть абсолютная беспринципность под
видом того, что мы, дескать, спасаем Церковь, и чтобы Церкви было
лучше, мы можем совершать неблаговидные поступки.
– А как на эту ситуацию может повлиять процесс объединения
с Зарубежной Церковью, одним из основных "капиталов" которой
было осуждение сергианства?
– Видите ли, в чем дело. Я уже неоднократно говорил о том, что у
Зарубежной Церкви было два кита, на которых она стояла. С одной
стороны, верность православию, с другой стороны – последовательный
антисоветизм. Поскольку большая часть людей, живущих за рубежом,
желает России блага и процветания, то их очень легко покупать на
цветные картинки с золотыми куполами, монастырями, архиереями в
митрах. А что за этим стоит – они не задумываются. Поэтому, разумеется,
для бoльшей, увы, части Зарубежной Церкви то, что я назвал "фальшивой
симфонией", является достаточной причиной, чтобы преодолеть
все разделения и слиться в едином псевдоцерковном организме.
Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"
[ Назад к списку ]
|
|