РЕЦЕНЗИЯ
17.05.2007

СТОЛП ОГНЕННЫЙ. Митрополит Филарет (Вознесенский) и Русская Зарубежная Церковь (1964–1985). - Составление и комментарии монахини Кассии (Т. А. Сениной). – СПб., 2007. - Scriptorium: : История Церкви, 1. – 608 с

После того как в мае этого года верные митрополиту Лавру зарубежные архиереи подписали Акт о вхождении в Московский патриархат, история "белой" Церкви многим кажется написанной. Казалось бы, уже не интересны былые споры и разногласия, эпоха непримиримых вождей ушла в прошлое. Однако такой взгляд, все же, весьма поверхностен, и мало учитывает чисто религиозные соображения, около 70 лет определявшие для многих православных невозможность общения с "советской" иерархией. В то же время, вопрос этот и сейчас актуален для немалого числа верующих, которые не видят в жизни РПЦ МП особых перемен к лучшему, и не торопятся ее признавать. Книга, составленная и прокомментированная монахиней Кассией (Т. Сениной) прекрасно показывает всякому непредвзятому читателю то, о чем старательно умалчивали ревнители "восстановления единства Русской Церкви" - разделение православных имело (и имеет) вовсе не одни только политические причины. Ни революция, ни даже массовый террор не привели бы, в конечном итоге, к такому результату. Стержень противостояния находится в области идей, в сфере вероучения. Именно поэтому проблема не решается росчерком пера.

Издание повествует о двадцатилетнем периоде истории Зарубежной Церкви, который связан с именем ее Первоиерарха, митрополита Филарета (Вознесенского). Однако собственно жизнеописание его занимает относительно немного места. Это совершенно естественно, ибо жизнь и взгляды церковного деятеля такого масштаба нагляднее всего проявляются в письмах, проповедях, архиерейских Посланиях, соборных документах, которыми изобилует книга. Именно времена Свт. Филарета принято считать золотым веком РПЦЗ. В те годы были сформулированы важнейшие принципы ее существования, и, в то же время, обнажились основные его противоречия.

Будущий митрополит, в миру Георгий Николаевич Вознесенский, родился в Курске 22 марта 1903 г. Позже семья переехала во Владивосток, и уже оттуда военными бурями была заброшена в Харбин. Там, в русской Манчжурии, началось пастырское служение о. Георгия – сначала просто иерея, а потом – иеромонаха Филарета. Многое пришлось претерпеть ему после войны в красном Китае. Но с вхождением епархии в Московский патриархат он не смирился. Перебравшись, после долгих мытарств, в Гонконг, он сразу же принес Первоиерарху РПЦЗ покаяние в своем невольном нахождении в юрисдикции, которая сотрудничает с безбожниками и насаждает ложь о всеобщем благоденствии в Стране Советов. Весьма скоро о. Филарет был рукоположен во епископа Брисбенского, а через два года, совершенно неожиданно для всех и для себя самого - поставлен собором архиереев во главе всей Зарубежной Церкви.

На плечи третьего по счету предстоятеля РПЦЗ сразу же легла тяжелейшая ноша. В своем обращении к Собору новоизбранный митрополит сравнил себя с человеком, ведомым на смертную казнь. Это были не пустые слова. В то самое время происходили печально известные Сан-Францисские события – так называемый "бунт мирян", конфликт вокруг строительства Собора и суд над Свт. Иоанном Шанхайским и Сан-Франциским (Максимовичем). В книге подробно, насколько это возможно при нынешнем состоянии источников, излагается вся эта малоприятная история. По счастью, составительнице удалось осветить обстановку с разных позиций. Она привлекла много неизвестных широкой аудитории документов и постаралась взглянуть на события с современной точки зрения – не становясь безоговорочно на сторону весьма почитаемого всеми Святителя Иоанна, но и не рассматривая его деяния с позиций консисторского чиновника синодальных времен.

Преодолев один соблазн, Зарубежная Церковь вскоре опять столкнулась с вызовом, который бросил мир всему православию. В 1965 году Вселенский Патриарх Афинагор и Римский папа Павел VI сняли анафемы, наложенные друг на друга латинянами и греками почти тысячу лет назад. Но, поскольку этот акт был чисто внешним и не предполагал отказа Рима от пагубных нововведений и ересей, многие ревнители православия отнеслись к нему резко отрицательно. Вообще, экуменическое движение в те годы стремительно набирало силу при весьма вялой реакции епископата. И "Скорбные Послания" митрополита Филарета оказались написанными как бы от лица всех, кому небезразлична их вера. Эти Послания были адресованы главам вовлеченных в экуменизм поместных Церквей. Они предостерегали от пагубных компромиссов и призывали возвратиться на стезю святоотеческого православия.

Все три Послания помещены в соответствующем разделе книги вместе с другими документами, демонстрирующими твердую антиэкуменическую позицию святителя Филарета.

Однако никто из иерархов "официальных" православных Церквей не внял его словам. Да и в среде зарубежных архиереев не было единомыслия. За исключением немногих сподвижников, таких как протопресвитер Георгий (впоследствии епископ Григорий (Граббе)), митрополиту не на кого было опереться в борьбе против экуменизма, и вообще либерального взгляда на церковную жизнь. "Меня обвиняют в излишней строгости и "фанатизме, – писал Свт. Филарет, – но у меня имеются достаточные основания для того, чтобы стоять на своей точке зрения, ибо за мной стоят великие авторитеты, и древние, и современные". Однако середина ХХ века, к сожалению, не была тем временем, когда люди склонны оглядываться на древние авторитеты – даже если речь идет о Святых Отцах Церкви и ее канонах. Это, безусловно, касалось и многих архиереев РПЦЗ. В одном из писем протопресвитеру Георгию (публикуемых в разделе "Письма"), первоиерарх признавался: "…я увидел, насколько я одинок среди архиереев со своими принципиальными взглядами… И я не шутя подумываю об уходе. Конечно, я не уйду "вдруг" - внезапно. Но намерен на следующем Соборе указать, что мне слишком многое не нравится в том, что происходит в нашей церковной жизни… Ибо не могу возглавлять и, след., нести ответственность за то, с чем принципиально не согласен".

По счастью, до ухода тогда дело не дошло. Митрополит Филарет, как это прекрасно видно из помещенных в книге документов, имел дар убеждать в своей правоте и вести за собой людей колеблющихся. Венцом его борьбы с экуменизмом стало соборное деяние 1983-го года, в котором "нападающие на Церковь Христову и учащие, что она разделилась на ветви…" были преданы анафеме. Эта анафема, по мнению составительницы, провела четкую разделительную черту между "официальным" православием и традиционалистами – старостильными синодами Греции, Румынии и РПЦЗ. Впоследствии сторонникам сближения с экуменическими Церквами пришлось перетолковать ее по-своему, но игнорировать этот документ было уже невозможно.

При преемниках митрополита Филарета началось постепенное отступление Нью-Йоркского Синода с прежде занятых позиций. Связанным с этим событиям посвящен отдельный раздел книги – "Обуявшая соль". В нем показывается, какие настроения долгие годы копились у заграничных клириков и архиереев. Боязнь оказаться на обочине важнейших мировых процессов и ложно понятый патриотизм заставляли их с надеждой глядеть в сторону Москвы, даже несмотря на очевидное несоответствие ее образу столицы "Святой Руси". Одного из видных деятелей зарубежья – о. Виктора Потапова – Святитель Филарет еще в 1980-м году предостерегал от идеализации происходящего в СССР: "…Лично я в Воскресение Христово верую – для меня это самое драгоценное, что есть в мире. Но я совсем не вижу, почему я должен веровать в то, что Россия "воскрешается"? Я надеюсь, что она действительно воскреснет тогда, когда будет на это всемогущее мановение Божие. Но в настоящее время я не только не разделяю твоего энтузиазма, но очень тревожусь за русский народ. Ложь и пустота атеизма ему понятна. Но – не истинное православие распространяется там. Там русскому народу под видом православия преподносится булгаковщина, бердяевщина и прочая билиберда евлогианского раскола; там пышно процветают секты – баптизм и проч. Официальная церковь проповедует сотрудничество с богоборческой властью, всячески ее восхваляя. Истинная православная Церковь ушла в катакомбы – скрыта от народных масс… Это ли "возрождение Православия?" … Не говоря уже о том, что антихристова советская власть, пока она правит Россией, торжества Православия никогда не допустит…"

Столь трезвая оценка происходящего в России "возрождения", пожалуй, актуальна до сих пор. После кончины Святителя потребовалось довольно много времени, чтобы возобладали иные точки зрения. Однако до того момента сделано было много. Была оказана серьезная помощь грекам-старостильникам (по этой теме в книге также собрано много материалов); несмотря на колебания части епископата, были прославлены Новомученики и Исповедники Российские, включая Царскую семью; Зарубежная Церковь пополнялась ревнителями православия всех национальностей. Наконец, под омофор Святителя Филарета перешли катакомбные общины в Советском Союзе, для которых позже был рукоположен епископ. Многие из этих деяний впоследствии были переоценены и переосмыслены. Невозможно сегодня не согласиться с автором-составительницей, которая пишет: "Глядя на столь бесславный конец Зарубежной Церкви – поневоле задаешься вопросом: а что было бы, если бы 42 года назад Первоиерархом РПЦЗ стал бы не митрополит Филарет, а какой-нибудь более "благожелательно" настроенный к "официальному православию" иерарх? – Неминуемо напрашивается вывод, что как российские, так и зарубежные истинно-православные христиане обязаны Святителю Филарету, практически, своим существованием". И действительно – в мире существует достаточно широкое почитание Святителя – в Америке, в Сербии и, конечно же, в России. Его прославлению в лике святых посвящен особый раздел книги. Отдельно рассказано о чудесах, совершающихся по молитвам к нему, помещен текст службы, составленной монахиней Кассией.

Особо следует упомянуть о многочисленных проповедях Святителя Филарета, которые помещены в рассматриваемом издании. Впервые они были опубликованы в 80-х годах в виде двухтомника, который давно стал библиографической редкостью. В книге, конечно, невозможно было воспроизвести все сказанные святителем Слова, но то, что удалось включить, характеризует его как настоящего пастыря, аскета, озабоченного отнюдь не только противостоянием внешнему злу. Весь пафос борьбы с ересями, и отступничеством обусловлен у митрополита заботой о сохранении каждого верующего в лоне истинной Церкви, вне которой невозможно получить никакой помощи свыше. Об этом свидетельствуют многие близко знавшие владыку люди, уникальные интервью с которыми также помещены в книге.

Подлинная История Зарубежной Церкви еще не написана. И не только потому, что исследователям было отведено мало времени. Весьма многие материалы пока недоступны для изучения. Но уже сейчас понятно, что это будет, прежде всего, история личностей, людей, твердых в своих убеждениях и способных бороться за них. У них всегда находятся преемники и последователи, и дело их, так или иначе, продолжается. Своим единомышленникам они указывают дорогу, подобно библейскому "столпу огненному и облачному" – о чем напоминает само название книги.

Сергей Шестериков,
для "Портала–Credo.Ru"



[ Вернуться к списку ]



 
Copyright 2006-2007. Храм св. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских
на Головинском кладбище в Москве.
E-Mail: Напишите нам    Тел.: (495) 450 5918
All Rights Reserved.



Hosted by uCoz