Главная » Статьи » Статьи » прот. Михаил Ардов

Дурацкое предложение. Почему нелепо совмещать Новый год и Рождество, как предлагает Кураев

Вчера, 3 января по «новому стилю», то бишь по «грегорианскому календарю», включивши «Эхо Москвы», я услышал голос диакона Андрея Кураева, который предложил нам, православным христианам, перенести Великий Праздник Рождества Христова на первое января, дабы праздновать одновременно и новолетие, и приход в этот мир Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. До сей поры я был лучшего мнения об отце Андрее, а его новую инициативу не могу наименовать иначе как дурацкой.

Тому есть несколько существенных причин. Первая из них – историческая. В восточных, Православных Церквях стали праздновать Рождество именно тогда, когда мы его теперь празднуем, лишь с IV века, чему в особенности способствовал святитель Иоанн Златоуст. Я не хочу сейчас углубляться в историю, но ясно одно: этот обычай освящен многими веками и отказываться от него православным негоже.

Но есть другая весьма существенная причина, по которой нам ни в коем случае не следует переносить этот праздник. Вторая половина декабря для нас, православных, не особенно приятное время года. С середины месяца безграмотные журналисты и дикторы телевидения начинают упоминать о приближающемся «католическом Рождестве», каковое выражение в наши дни смысла не имеет. По той причине, что в декабре великий этот праздник отмечают не только римские католики, но и протестанты, а также почти все Церкви, именующие себя «православными»…

Люди несколько более искушенные задают нам вопрос: почему на Западе Рождество отмечают 25 декабря, а вы – 7 января? Им говорится: и мы, и они празднуем 25 декабря, но тут календари разные: у нас - «юлианский» (старый стиль), а у них «грегорианский» (новый стиль)… И в ответ слышим: пора российским православным идти в ногу со временем - принять «новый стиль», дабы «все христиане» вместе встречали Рождество …

Грегорианский календарь мы принять не можем из-за канонических препятствий, но о них здесь рассуждать не стоит. Есть еще одна весомая причина, которая не дает истинно-православным переходить на «новый стиль»: предновогодняя суета (чтобы не сказать: вакханалия) воспринимается нами, как поношение Рождества Христова.

Главным персонажем этих вполне языческих торжеств является не Богомладенец, а Санта Клаус, эдакое карикатурное изображение святителя Николая - наиболее чтимого на Руси святого. К тому же, опросы, которые не так давно проводились в Англии, показали: более половины тамошних детей о Рождестве Господа Иисуса ничего не знают. Для них это праздник подарков, елочных украшений, огней…

Среди бесчисленных варваризмов, что проникли в наш язык в последние годы, одним из самых мерзких по своему звучанию является «шопинг»… Но именно этим словом стоит именовать то, что происходит в эти дни во всех так называемых «цивилизованных странах» - распродажи, скидки, подарки... Полагаю, было бы уместно заменить Санта Клауса на Гермеса (Меркурия), который в античности считался покровителем торговли и прибыли…
А в России (бывшей «Совдепии») обходятся без Санта Клауса. У наших свой бородач – Дед Мороз, персонаж фольклорный (читай: языческий). За годы большевизма, когда даже слово «Рождество» было под строжайшим запретом, а наряженная елка (в оригинале "Christmas tree"), и этот самый Дед Мороз сделались атрибутами торжеств новогодних.

Я не случайно упомянул о язычестве. Древние римляне верили, что разгул и кутежи при встрече новолетия дают некую гарантию благополучного и веселого препровождения всего наступающего года. И Христианская Церковь с древнейших времен была принуждена бороться с этим суеверием. Вот что говорил в свой проповеди на Новый год один из величайших святых – Иоанн Златоуст:

«Дьявольское гуляние, продолжающееся сегодня во всю ночь, смех, злословие, ночные пляски и смешное шутовство взяли наш город в плен… Более всего огорчают меня игры, происходящие сегодня в гостиницах, исполненные невоздержания и великого нечестия; нечестия потому, что занимающиеся ими наблюдают дни, гадают и думают, что если первый день этого месяца они проведут в удовольствии и веселье, то и весь год будут проводить так же, а невоздержания потому, что на рассвете женщины и мужчины, наполнив стаканы и чаши вином, напиваются без всякой меры».

В России языческий обычай встречать Новый год утвердился со времен Петра I. И опять, как в древние времена, Церкви приходилось с этим бороться. Дабы отвлечь людей от пиршественных столов, в XIX веке во многих храмах ровно в полночь под 1 января начиналось богослужение, предваряемое призывным колокольным звоном…

И еще одно важное обстоятельство. Старая Россия жила по «юлианскому календарю», и Новый год наступал на «святках», т.е. в праздничные дни, которые следуют за Рождеством Христовым. А теперь новогоднее беснование попадает на последние – наиболее строгие дни Рождественского поста.

И все же мы - те, кто пользуются освященным тысячелетней традицией юлианским календарем, - унынию не предаемся. 7 января (по новому стилю), когда настанет наш черед праздновать пришествие на землю Господа Иисуса Христа, «всемирный шопинг» будет завершен… И новые язычники, утомленные и пресыщенные своими «невоздержанием и нечестием», не помешают нам насладиться «пиром веры».

В нашей стране «новогодние торжества» отличаются и безвкусицей, и неприличием. Года два тому назад на «главной елке страны» - ее наряжают в Московском Кремле - «Снегурочку» изображала юная особа (90-60-90), которая выиграла «конкурс мисс Россия». Кто-то из остроумных газетчиков по сему поводу вспомнил лозунг советских времен: «Все лучшее – детям!»

И еще я слышал такой незамысловатый анекдотец:

- Какая разница между Санта Клаусом и Дедом Морозом?

- Санта Клаус всегда трезвый и один, а Дед Мороз всегда пьяный и с бабой.

Напоследок не могу удержаться, чтобы не привести свою собственную шутку, которую я уже публиковал. В наши дни следует отказаться от сентиментальной и пошлой парочки советских лет – Дед Мороз и его Внучка Снегурочка. Я предлагаю иное сочетание, которое более подходит нынешним временам – Дед Мороз и Внук Отморозок.


Источник: http://www.portal-credo.ru/authors/kolokol/index.php?status=txt&id=144
Категория: прот. Михаил Ардов | Добавил: st-rexnikolas (11.04.2013) | Автор: протоиерей Михаил Ардов
Просмотров: 1059 | Теги: прот. Михаил Ардов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты
Храм св. Царя-Мученика Николая и всех Новомученников и Исповедников Российских
125212, Москва,
Головинское шоссе, 13A



8 495 450-59-18 (10:00-15:00) st-rexnikolas@ya.ru
Карта