Главная » Статьи » Проповеди » Свт. Филарет (Вознесенский)

ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ

Свт. Филарет (Вознесенский)

Припомним, братие, как (не так давно), когда приближался Великий Пост, Церковь нас подводила к подвигу покаяния постепенно, сначала в неделю Мытаря и Фарисея, указывая нам на то, как должен и как не должен молиться человек, ибо в подвиге, покаяния самое существенное значение имеет молитва и пост.

    В следующей неделе о Блудном Сыне, Церковь напоминала нам об отеческом милосердии Господа к кающимся грешникам; затем, на неделе о Страшном Суде Церковь угрожала нераскаянным грешникам, напоминая, что наступит тот страшный суд, на котором придется дать ответ за все содеянныя беззакония, и, наконец, при самом вступлении в Великий Пост, Церковь указывала нам, почему нужно нам каяться и поститься. Мы, в лице прародителей наших, Адама и Евы, пали в грех преслушания Богу и должны обратными подвигами, которыми бы уничтожались тe злодеяния, которыя были совершены прародителями в Эдемском саду в печальный день их грехопадения, стараться очистить себя от грехов.

    Поскольку наши прародители возгордились, Церковь приглашает нас к покаянию и зовет смириться; поскольку они нарушили пост, вкусили от того плода, от котораго запрещено было им вкушать, Церковь призывает нас к посту, чтобы этим постом исправить то греховное повреждение, которое произошло тогда и которое мы унаследовали от них.

    Но вот начался пост, проходило воскресенье за воскресеньем, седмица за седмицей, и, наконец, мы с вами сегодня в последний раз в этом году услышали призыв к покаянию - "покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче".

    И вот Церковь теперь, когда уже покаянные труды подходят к концу, заботится о тех людях, которые отчаиваются в грехах своих, считая, что они настолько уже погрязли в этих грехах, что исправления уже не может быть, что не могут они одолеть греховных навыков, что с грехом им не совладать и поэтому безнадежны всякия попытки исправить свою жизнь, а следственно покаяния для них нет, ибо истинное покаяние должно непременно сопровождаться исправлением жизни. Церковь в завтрашний воскресный день и ставит перед нами пример совершенно необычнаго, я бы сказал, пример потрясающаго по силе и глубине покаяния.

    Но вот начался пост, проходило воскресенье за воскресеньем, седмица за седмицей, и, наконец, мы с вами сегодня в последний раз в этом году услышали призыв к покаянию - "покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче".

    Церковь прославляет св. Марию Египетскую. Ее уже мы вспоминали недавно, на минувшей cедмице когда было стояние Андрея Критскаго, или Марии Египетской, когда читался Великий Покаянный Канон, в котором все время после покаянных молений мы обращались к этой великой угоднице Божией. Но этого как бы мало для Церкви, и вот она сегодня, в 5-е воскресенье Великаго Поста еще раз перед нами ставит образ той, которая когда-то была великой грешницей, а потом стала праведницей из праведниц.

    В покаянном каноне есть такое место: автор его обращается к своей душе и говорить: помни о том, как исцелилась рука Моисеева. Когда, по повелению Божию, Моисей положил руку себе в складки одежды, и вынул ее, она была покрыта страшной болезнью - проказой. Испугался он, конечно, но Господь сказал: "Сделай то же самое еще раз." Он повторил тот же жест и рука была совершенно здорова. И вот, обращаясь к своей душе, он говорить: "Помяни, душа моя, это исцеление Моисея от проказы, помни, как Господь Бог может прокаженное житие очистить, и не отчайся сама в себе, даже если ты и прокаженна еси". И вот мы видим, как может Господь действительно исцелить житие, покрытое проказой греха.

    Преподобная Mapия Египетская, красивой юной девушкой поддалась соблазнам нечистой распутной жизни. Пала не раз и не два, а опустилась совсем, скатилась по наклонной плоскости в самую бездну падения и стала уже одной из тех несчастных, которые добровольно предлагают любому насытить свою блудную страсть. И казалось бы она, которая не год и не два, а многие годы проводила в любострастном образе жизни, уже погибла; но знаем мы, что сделало с ней покаяние.

    Знаем мы, что после того, как она в покаянных подвигах наедине с Господом Богом и своей совестью провела многия десятки лет, в пустыне, не видя человеческаго лица, с ней встретился в пустыне преп. Зосима Палестинский, сам великий и святой подвижник. И он, как говорится в том же канон, ужасался, ибо видел перед собою не человека, а ангела во плоти - видел, как она переходила через воды Иорданския, как по твердой земле, видел, как она воздевши руки, стала молиться Богу о мире и в этой молитве поднялась на воздух, отделившись от земли. Так могуче устремлялся ея просветленный, очищенный дух к небесам, к Господу Богу, к горнему миру, что и очищенную от всяких страстей плоть как бы увлекал за собою туда.

    Вот, что такое покаяние и как оно может человека совершенно изменить. И вот этот-то пример покаяния Церковь ставит перед тем, кто отчаивается в возможности исправления. Справедливо указывается на то, что два примера в этом отношении особенно должны быть ободряющими для грешников. Один - этот пример преп. Марии Египетской, другой - благоразумнаго разбойника.

    Мария провела десятки лет в покаянных трудах, а разбойник опомнился за несколько часов до страдальческой кончины своей. И однако, когда он опомнился, и устремился с мольбой к Тому, Кто был распят около него, то и получил от Господа (как и имеет Господь обычай давать) неизмеримо больше того, что он просил. Он смиренно просит: "Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем", и слышит ответ: "Аминь, глаголю тебе, - днесь со мною будеши в раи". Не "когда-то" и не "завтра", а сегодня же будешь со мною в раю - говорит ему Тот, Кто пришел спасти не праведников, а грешников, Тот, Кто и на кресте не забыл этого своего главнаго дела, и тут привлекает покаявшуюся душу в объятия своего милосердия.

    Эти примеры, поразительные и трогательные, должны изгнать отчаяние из всякой человеческой души, как бы она ни была грешна, как бы ни была изуродована грехом, каким бы печальным ни было в этом отношении ея прошлое. Нет места отчаянию. Господь принял этих грешников - падшую женщину и разбойника. Она грешила многие годы, а разбойник разбойничал всю жизнь и, однако, они оказались желанными обитателями Его Небеснаго Царствия, Его блаженнаго рая. Не падай духом и ты, кающийся грешник, помни, что Господь может и твою душу и твое прокаженное грехами житие убелить паче снега, как убелил Он чрез покаяние эти покаявшиеся души.

     Аминь.

    

Проповеди и поучения Высокопреосвященнейшаго митрополита Филарета 
Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. том I. 
Издание Комитета Русской Православной Молодежи 
при Русской Православной Зарубежной Церкви 1981 г.


Источник: http://watchinexile.net16.net/mary_egyp.htm
Категория: Свт. Филарет (Вознесенский) | Добавил: st-rexnikolas (02.04.2014) | Автор: свт. Филарет (Вознесенский)
Просмотров: 1157 | Теги: свт. Филарет (Вознесенский), проповедь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты
Храм св. Царя-Мученика Николая и всех Новомученников и Исповедников Российских
125212, Москва,
Головинское шоссе, 13A



8 495 450-59-18 (10:00-15:00) st-rexnikolas@ya.ru
Карта