Главная » Статьи » Проповеди » Свт. Филарет (Вознесенский)

ОБЪЯСНЕНИЕ ВСЕХ ЕРЕСЕЙ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ОСУЖДЕНЫ НА ШЕСТИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ

Свт. Филарет (Вознесенский)

Православная Церковь завтра воспоминает и прославляет основоположников нашей православной веры и нашего богословия - святых Отцов шести Вселенских Соборов. По важным причинам собирались эти Соборы, главным образом в порядке борьбы с неправомыслием богословским, в порядке борьбы с ересями.

    Уж не раз приходилось говорить о том, что Первый Вселенский Собор был созван по поводу ереси Ария, ибо Арий учил, что Сын Божий не рожден от Бога Отца, как равный Ему по природе, как человек родится от человека, будучи той же природы. Нет - он утверждал, что Сын Божий есть только творение Божие, высшее и совершеннейшее из всех, но только творение. А между Творцом и тварью бездна лежит. Осудил его Собор, осудил его лжеучение.

    Второй Вселенский Собор собрался по поводу ереси Македония, который пошел дальше Ария, сделал следующий шаг и уже обрушился на Божество Господа Бога Духа Святаго, утверждая также, что Дух Святый не равен Богу Отцу, а что Он только могучая служебная сила, которою Бог действует.

    Дальше - Третий Вселенский Собор. Собрался-то он, главным образом, из-за ереси Нестория. Причем, характерно, что Несторий-то был высок по церковному положению, был Патриарх Константинопольский, но учил он неверно, и учил он неверно о Божией Матери, ибо он утверждал, что Сын Божий, Господь Иисус Христос, не родился от Нея так, чтобы воспринять от Нея всю человеческую природу, а только утверждал, что Иисус Христос не имел Божественной природы полной, был не Богочеловеком, а просто Богоносцем - в Нем Бог обитал, как в храме. Еретик Несторий пробовал учить народ, что нужно Божию Матерь называть не Богородицею, как Родившую Бога, а "человекородицею", как родившую человека. Но взрыв негодования народного был таков, что он поспешил от этого отказаться и предложил называть Ее "христародицею", то есть, Родившею Христа. Тогда Третий Вселенский Собор собрался. Святитель Кирилл, Патриарх Александрийский, был когда-то другом Несторию (занимали они равные кафедры: Несторий - патриарх Константинополя, Кирилл - патриарх Александрии), он по-дружески много писал писем, вразумляя его, но письма эти становились все строже и строже, по мере того, как Несторий упорствовал, и, в конце концов, собрался Вселенский Собор, который еретика осудил.

    Четвертый Вселенский Собор - самый большой по числу святых Отцов, которые собрались на нем, ибо было 600 епископов на этом соборе. Собор собрался, главным образом, по поводу противоположной ереси Евтихия. Евтихий, опровергая ересь Нестория, впал в противоположную крайность и поэтому утверждал, что в Господе Иисусе Христе было только одно Божественное естество, так как человеческое естество как бы растаяло, исчезло в Божественном, подобно тому, как капля исчезает в воздухе. И это осудил Собор святых Отцов.

    И последующие Соборы собирались также по важным церковным вопросам, а также и по поводу ересей, потому что ересь Евтихия называлась ересью "монофизитской", это значить "одноприродной". Он утверждал, что в Христе Спасителе только одна природа. После того, как ересь эта была осуждена, появилась ересь "монофелитов" - это тех, которые старались как-то перекинуть мост от ереси их к православию. И у монофелитов отмечалось, что у Спасителя было две природы, но воля была одна. Однако же, и эта ересь была осуждена.

    Характерно, что в то время, когда ересь монофелитов смущала православных, когда за защиту православия попал в тюрьму святой Максим Исповедник - и был момент, когда даже патриаршая кафедра согласилась на том, что на монофелитской ереси можно сойтись, согласиться можно с ней, и они решили в знак единения со вершить вместе Божественную литургию. Пришли к Максиму-исповеднику и ему говорят: "Вот уже все патриархи с нами согласились, сговорились и будет общая божественная служба. Ты ли один будешь противник?" И вот тут-то и прозвучал великолепный ответ Максима Исповедника, который Ангелы понесли прямо к Престолу Господню. Максим ответил:«Аще и вся вселенная причастится с ними, аз един никогда не причащусь», то есть, если и вся вселенная с еретиками придет к единомыслию, то я один никогда не приду.

    Шесть Вселенских Соборов разобрали много церковных вопросов. Конечно, был и Седьмой Вселенский Собор, состоявшийся по времени несколько дальше от этих и занявшийся, по преимуществу, ересью иконоборчества. Так или иначе, Вселенские Соборы это - голоса Церкви, поэтому все постановления Вселенских Соборов для всех православных христиан безусловно обязательны. Тот, кто не исполняет постановлений Вселенских Соборов и не считает для себя обязательным их авторитет, того и православным христианином нельзя назвать.

    А вот вам и правило одно, правило Шестого Вселенского Собора. В Библии есть место, где говорится: никакой мужчина не должен надевать женскую одежду, и никакая женщина не должна носить мужскую одежду, ибо делающий это, - мерзость пред Богом!* Так и сказано. Шестой Вселенский Собор определил: «определяем, чтобы никакой мужчина не носил женской одежды, и никакая женщина мужской одежды не носила». Это правило Вселенского Собора обязательное для всех, для чад Православной Церкви, а что сейчас у нас делается? - вы сами знаете.

    Нужно, повторяю, помнить, что Вселенские Соборы это - голос Святаго Духа, Который говорил тут, ибо Первый Собор, который был созван когда-то, еще апостольский Собор, когда Апостолы участвовали, он начал свое определение так: «Изволися Святому Духу и нам»**, то есть, угодно Святому Духу и нам, так как критериями Святого Духа отмечены все постановления Вселенских Соборов и каждый православный христианин должен их и знать и исполнять.

Аминь.

* Втор. 22, 5. 
** Деян. 15, 28.

 

Проповеди и поучения Высокопреосвященнейшаго митрополита Филарета 
Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. том II. 
Издание Комитета Русской Православной Молодежи 
при Русской Православной Зарубежной Церкви 1989 г.

 

 



Источник: http://watchinexile.net16.net/eres_fv.htm
Категория: Свт. Филарет (Вознесенский) | Добавил: st-rexnikolas (27.07.2014) | Автор: свт. Филарет (Вознесенский)
Просмотров: 1706 | Теги: проповедь, свт. Филарет (Вознесенский) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты
Храм св. Царя-Мученика Николая и всех Новомученников и Исповедников Российских
125212, Москва,
Головинское шоссе, 13A



8 495 450-59-18 (10:00-15:00) st-rexnikolas@ya.ru
Карта