Главная » Статьи » Проповеди » Прочее

Свв. апп. Петр и Павел.

О том, как мы должны переносить постигающия нас беды, напасти и скорби?

I. Ныне праздник в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

    «Ап. Петр» (Кифа, Симон) — рыбарь из Вифсаиды, брат ап. Андрея, призван к апостольству Самим И. Христом. По вознесении Господнем, он первый из апостолов начал проповедывать в Иерусалиме воскресшаго Господа, много прострадал за это от иудеев и даже потерпел темничное заключение, откуда был чудесно спасен ангелом. Потом проповедывал евангелие в Самарии, Сирии, Понте, Галатии, Вифинии, Асии и Египте. Он был апостолом преимущественно иудеев. Подвиг благовестия окончил в Риме, где в Нероново гонение был распят на кресте, вниз головою, около 67 г., так как в образе страданий он не хотел уподобиться своему Божественному Учителю.

    «Ап. Павел», именовавшийся прежде Савлом, родился в городе Тарсе киликийском, воспитывался в Иерусалиме под руководством знаменитаго учителя Гамалиила и был ревнителем отеческих преданий по учению фарисеев. Чудесно обращенный Самим И. Христом, на пути в Дамаск, он принял св. крещение в Дамаске и из гонителя веры Христовой сделался самым ревностным ея проповедником. Он больше всех апостолов потрудился в устроении церкви Христовой и насаждении веры между язычниками, причем перенес многочисленныя страдания и гонения как от иудеев, так и язычников. Он основал церкви в Малой Азии, Греции и Риме. Скончался в Риме, быв усечен мечем, в один год с ап. Петром. Важнейшия события жизни и деятельности верховных апостолов описаны в книге «Деяний апостольских».

   Святые апостолы Петр и Павел в земной жизни переносили безчисленное множество трудов, лишений, бед и напастей. Так св. ап. Петр три раза был заключен в темницу (Деян. 4:3; 5, 18; 12, 4), подвергался поруганиям и побоям (Деян. 5. 18 и 35) и наконец, как мы видели, умер мученическою смертию в царствование Нерона: он был распят на кресте головою вниз. А св. ап. Павел был безмерно в ранах, в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано было ему по сороку ударов без одного. Три раза били палками, и однажды побивали его камнями, три раза терпел он кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был он в путешествиях, в опасностях на реках, от разбойников, от единоплеменников, от язычников, в опасностях в городе, в пустыне, на море и между лжебратиями (2 Кор. 11:23-27). Слова И. Христа: «в мире скорбни будете» (Иоан. 16:33), сбылись над ним во всей точности. Но среди всех бед, напастей и скорбей св. ап. Петр и Павел утешались и радовались.

   II. А мы, бр. христ., как переносим постигающия нас скорби и напасти? Если случится с ними какая-либо скорбь, или несчастие, или беда, то как мы тогда печалимся, сокрушаемся и унываем! Сколько ропота на Бога вырывается тогда из уст наших, сколько досады и зависти на людей тогда возникает в нашем сердце? Нет, не так мы должны переносить постигающия нас беды, напасти и скорби.

   а) Свв. отцы церкви учат нас иному перенесению скорбей.

    «Св. Ефрем Сирин» говорит: «если желающие приобрести земное богатство терпят всякую опасность и напасть, кольми паче мы, желающие приобрести небесное богатство и наслаждаться вечно пребывающими утехами, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дело и всякую опасность и отваживаться на искушение. Ибо если не будем охотно, с сердечным желанием переносить всякий труд, не будем с умилением и сокрушенным сердцем посевать слез, то как, не плакав здесь, станем пожинать там, т.-е. на том свете. Если можно было бы получить царство без скорбей, без искушений, без терпеливаго подвига в прочих добродетелях, то для чего Бог попускал святым терпеть столько опасностей, искушений и тесноты, а не дозволил жить всем в своеволии и роскоши? Посему не будем унывать, когда приключаются с нами огорчения и скорбь, а напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых» (Твор. св. Ефрема Сирина, ч. III, стр. 423, 441 и 444, по изд. 1859 г.).

    «А св. Иоанн Златоуст» учит: «душа очищается, когда терпит скорби ради Бога. Скорбь искореняет высокомерие, отсекает всякое нерадение, уготовляет к терпению, обнаруживает ничтожность дел человеческих и в жизни вводит много любомудраго. Ей уступают все страсти: зависть, ревность, похоть, пристрастие к богатству, плотская любовь, гордость, высокомерие, гнев и весь рой душевных недугов. Что огонь для золота, то скорбь для души; она стирает с нея скверну, делает ее чистою, светлою и ясною. Скорбь вводит в царство, а безпечная жизнь в геенну. Итак, если ты ученик Христов, иди путем тесным и скорбным: не ропщи и не унывай» (Иоан. Злат. толк. на 2-ое посл. к Коринф., стр. 320 и 321, по изд. 1851 г.).

   б) Зная благодетельное и благотворное значение бед и скорбей в деле нашего спасения, люди богобоязненные даже тревожились, безпокоились, сокрушались, когда их долго не постигали какия-либо беды и скорби.

    Вот пример тому один из многих. Разсказывал некто из отцов другому, что, бывши в Александрии, он пришел однажды в церковь помолиться и увидел там женщину богобоязненную. Она была в черном одеянии и, молясь пред иконою Спасителя, плакала и со слезами повторяла: «оставил Ты меня, Господи, помилуй Ты меня, милостивый». Что это она так плачет? думал я. Видно, вдова она и от кого-нибудь терпит обиду. Поговорю с нею и успокою ее. Я сказал ей: «видно, обижает тебя кто-нибудь, что ты так плачешь?» «Ах, нет, отвечала она и опять заплакала, нет, отче, не знаешь ты моего горя. Среди людей я живу и ни от кого не терплю оскорбления никакого. И вот о том-то я и плачу, что так как я забываю о Боге, то и Бог забыл меня посещать; три уже года, как я не знаю никакой скорби. И ни я сама не была больна, ни сын мой, и ни чего у меня из дома не пропадало. Думаю, поэтому, что Бог за грехи мои оставил меня, не посылает мне никаких скорбей, и вот плачу пред Ним, чтобы Он помиловал меня по милости Своей». Вот как люди богобоязненные разсуждают, когда долго у них не бывает скорбей: им тогда думается, что Бог забыл их; скорби они считают за особенное к себе вниманиеот Бога, за особенную Его к себе милость. («Троицкий листок» № 119).

   III. Итак, «христианин, скажем словами святаго Иоанна Златоуста, не скорби среди скорбей, помышляя, кому ты чрез них приобщаешься и как искушения очищают тебя и сколь много приносят тебе пользы». (Толков. на 2-е посл. к Коринф., стр. 10, изд. 1857 г). Аминь. (Сост. по проп. прилож. к «Рук. для сел. паст.», 1889 г., июнь).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897.


Источник: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-godichnyj-krug-kratkikh-pouchenij-sostavlennykh-na-kazhdyj-den-goda/
Категория: Прочее | Добавил: st-rexnikolas (12.07.2016) | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко W
Просмотров: 190 | Теги: проповедь, прот. Григорий Дьяченко | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты
Храм св. Царя-Мученика Николая и всех Новомученников и Исповедников Российских
125212, Москва,
Головинское шоссе, 13A



8 495 450-59-18 (10:00-15:00) st-rexnikolas@ya.ru
Карта