Несколько лет тому назад в Британии происходил очередной собор англиканских, или, как их еще называют, епископальных церквей всего мира. Главным из обсуждаемых там вопросов была проблема допустимости "женского священства". Высокое собрание отнеслось к самой идее вполне благожелательно, но было решено вводить это новшество постепенно. (Теперь-то, как известно, дело зашло весьма далеко, в Соединенных Штатах существуют уже не только "священники", но даже «епископы» женского пола.)
Но вот что особенно примечательно. Во время этого собора в Букингемском дворце благоденствовала августейшая дама - ныне здравствующая королева Елизавета II, а на Даунинг-стрит, в резиденции премьер-министра, восседала другая дама - Маргарет Тэтчер. Так вот, если бы епископалы действовали тогда более решительно, в Британии была бы осуществлена беспрецедентная в истории победа феминизма - третья дама могла бы стать "архиепископом Кентерберийским".
А говоря серьезно, претензии женщин на священство в Христианской Церкви - одно из самых печальных знамений нашего апокалиптического времени. Тут нарушаются не только вековые традиции, но прямые запреты, содержащиеся в самом Священном Писании. У Первоверховного Апостола Павла читаем: "Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить…» (1 Кор. 14, 34); "Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ... а учить жене не позволяю" (1 Тим. 2, 8 и 12).
Мы можем утверждать, проблема «женского священства» существует на Западе –
у протестантов и отчасти у католиков. В тех странах, где традиционным исповеданием является Православие - в России, на Балканах, на Ближнем Востоке - подобных требований со стороны слабого пола не слышно. И это отнюдь не по причине "забитости" или "неразвитости" православных женщин.
Существует и даже широко распространено мнение, будто бы христианство унижает достоинство женщины. Но зайдите в любой православный храм, и мысль об унижении женщины, если она у вас была, исчезнет сама собою. Вы увидите, что большая часть священных изображений передает облик Матери-Девы, и никому другому (кроме Ее Божественного Сына) не воздается подобного почитания, ни к кому не обращено столько умилительных молитв... И при том Пресвятая Богородица возглавляет бесчисленный сонм святых дев и жен, прославляемых Церковью в течение тысячелетий.
А теперь обратимся к протестантскому Западу. Одержимые идеей борьбы с "папизмом", господа реформаторы в свое время явно перестарались. Они отменили почитание Божией Матери и святых (в том числе, разумеется, и женщин), они уничтожили монашество (в частности, и женские обители, где, как известно, большой властью и уважением пользуются игуменьи), они запретили поклонение иконам и, так сказать, изрядно подсушили христианское исповедание, сделали его предельно рассудочным и рациональным. Храмы их стали напоминать вокзальные помещения, а с кафедр, возвышающихся над рядами скамеек, долгое время вещали лишь мужчины, и притом одетые в партикулярное платье. Если учесть, что среди сидящих на скамьях большинство составляли и составляют женщины, нетрудно сообразить, что дело рано или поздно должно было окончиться тем, что мы в России называем "бабьим бунтом".
Уместно задаться и следующим вопросом: отчего же в таком случае подобный "бунт" наметился и в католическом мире? Ведь там культ Божией Матери и святых отнюдь не отменен, там почитаются священные изображения, существуют женские монастыри, там, в конце концов, была мать Тереза Калькуттская, которую почитали едва ли не больше, нежели самого Папу... Так почему же некоторые католички тоже стали одержимы желанием учить и священнодействовать?
Дело в том, что конфессиональные различия на Западе в сильнейшей степени сглажены. И причиной тому не столько хваленая "веротерпимость", сколько общее охлаждение христиан, их равнодушие к существенным религиозным проблемам.
Представим себе такую ситуацию. К некоей миссис Смит, рожденной в католичестве, приходит подруга миссис Джонсон – протестантка. Гостья рассказывает хозяйке о том, что в минувшее воскресение в их церкви проповедовала и служила "женщина-епископ". Если при том миссис Смит хоть сколько-нибудь заражена модным ныне феминизмом, то она не может не пожелать подобных революционных преобразований и для своей Церкви.
Мы получаем сообщения о дискуссиях, которые начались в католическом мире по тому поводу, что Папа Иоанн Павел II в своем "апостольском послании" высказал свое "непогрешимое мнение" об абсолютной недопустимости "женского священства" во веки вечные. Среди тех, кто не согласился с категоричностью своего Первосвященника, называют даже и некоторых кардиналов, а потому совершенно ясно, что самая проблема эта будет и впредь существовать в католичестве.
Однако же, пока невозможно себе представить, чтобы курия в Риме решилась совершенно пренебречь апостольскими и святоотеческими запретами. Скорее всего, мы станем свидетелями новой серии схизм. От Папы отойдут наиболее "прогрессивные", то бишь "феминизированные" приходы и, быть может, даже целые епархии... Но при всем том можно с уверенностью предположить - в самом Ватикане "Римская Мама" не воссядет.