прот. Михаил Ардов
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ «ВЕСТНИКА РСХД»

      (С этого файла начинается третий раздел книги под названием «РОССЫПЬ»
      (Статьи и интервью разных лет.))
      Милостивый государь, господин Редактор!
      В одном из номеров Вашего журнала было напечатано возмутительное для православного сознания интервью протоиерея Александра Меня «Евреи и христианство». Я прочел эту публикацию уже давно, но сразу не написал Вам, ибо до сей минуты не могу решить с определенностью, стоят ли поверхностные и откровенно еретические суждения отца протоиерея сколько-нибудь серьезных возражений. (Тем паче, что ответ ему по всем пунктам вылился бы в весьма пространную статью),
      Чего только нет в этом интервью – и «религиозный ренессанс» нашего века, и «философ С.Л.Франк», и «критик М.Гершензон», и «литературно-общественный деятель И.Фундаминский», и «Сергий Радонежский», и «Серафим Саровский», и «Тихон Задонский», и «русская икона», и «русская классическая литература», и «передовая (?!!!) русская религиозная мысль»… (Ну как не вспомнить Достоевского и его «честную русскую мысль», танцующую на балу у предводительши!)
      Что-что, а уж «русская классическая литература» в некоем качестве здесь, бесспорно, наличествует. Легкость в мыслях необычайная…
      - Как вы сказали? Гавриил и Евстратий? «Умученные от жидов»? Деканонизировать!.. Как?.. «Выпады против евреев» в богослужении? Изъять!..
      (И тут у никакого дела нет, что оскорбляется свщенная память прославленных Угодников Божиих, что придется перекроить (в случае со Св. Евстратием) такую, простите, агиографическую безделицу, как Киево-Печерский Патерик, что это самое «изъятие» коснется такого, простите, литургического пустячка, как песнопения Страстной седмицы…)
      - Помилуйте, Иван Александрович, то бишь, отец Александр, ведь это же не ваш «Юрий Милославский», это – господина Загоскина сочинение…
      (Куда там! Мы ведь и с Пушкиным на дружеской ноге!..)
      Нам ставят в пример либеральных римских католиков. Нам предлагают кое-что «изъять» и кое-кого «деканонизировать», дабы облегчить христианскую проповедь среди современных иудеев… А не стоит ли для тех же целей с магометанским, например, уклоном «деканонизировать» Стефана и Петра Казанских, умученных от татар?.. Да не вычеркнуть ли уж нам из святцев Архидиакона Стефана, он ведь тоже – от жидов умучен?..
      Обратимся снова к тексту интервью.
      «Вопрос: Некоторая часть евреев-христиан, не желая отрываться от иудейских корней, продолжает совмещать христианские таинства с иудаистскими ритуалами (суббота, древнееврейская пасха и др.). Не есть ли это двоеверие? Не приводит ли это к противоречию, нарушающему религиозную цельность личности?
      Ответ: В чем же тут противоречие? Каждый христианский народ, кроме религиозных праздников, имеет и освещенные церковью национальные праздники, например, связанные воспоминанием о чудесном освобождении от вражеских нашествий. Почему бы и евреям-христианам не считать праздником, скажем, день победы Маккавеев – Хануку? Замечу, что и в русской церкви чтят память мучеников Маккавейской эпохи (14 августа по новому стилю). В ту эпоху, когда церковь состояла, в основном, из евреев, многие христиане считали, что крещение должно предваряться принятием иудаизма. В связи с этим в 51 году н.э. был созван собор, который постановил, что иудаистские обряды (обрезание, суббота и др.) не обязательны только для христиан из язычников, но сохраняют прежнюю силу для евреев-христиан. Решения этого апостольского собора не отменены. Да и вряд ли можно «отменить» слова апостолов…»
      Оставим пока на совести отца протоиерея по меньшей мере сомнительную трактовку решения Иерусалимского собора, да и все прочее, но ухватимся, как за спасительную соломинку, за последнюю фразу: «…вряд ли можно «отменить» слова апостолов…»
      Слава Тебе, Господи! Наконец-то! Значит, еще есть кое-что в Церкви Христовой, чего нельзя «деканонизировать» и «изъять»!..
      Перед нами – «Правила Святых Апостол», открываем, читаем:
      «Правило 66. Аще кто, Епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с Иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как-то, опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен».
      «Правило 71. Аще который Христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу Иудейскую, в их праздники, или возжжет свещу: да будет отлучен от общения Церковного».
      Теперь открываем Послание к Галатам.
      «Вот я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати. А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (5, 2-6).
      Итак, кому же прикажете верить – отцу протоиерею или Святым Апостолам?..
      На этом, пожалуй, можно было бы и кончить письмо, кабы не еще одно весьма примечательное обстоятельство. Я имею в виду беззаветную веру отца Александра в светлое завтра:
      «…христиане любой национальности должны ориентироваться не на конфронтацию церквей, а на единую Вселенскую церковь будущего».
      Увы! – епископ Феофан (Затворник), например, не был столь оптимистичен. В своем Толковании на Второе Послание к Фессалоникийцам Владыка пишет:
      «Светлые некоторых писателей изображения христианства в будущем приятно встречать, но нечем оправдать. Царство Христово благодатное точно расширяется, растет, полнеет; но не на земле видимо, а на небе невидимо, из лиц, там и здесь, в земных царствах, приготовляемых туда спасительною силою Христовою. На земле же предуказывается господство неверия и зла».
      Старец Афонской горы схимонах Силуан выражается еще определеннее:
      «Судя по Писанию и по характеру народа нынешнего, мы живем в последнее время…»
      И как тут не вспомнить страшные слова Спасителя:
      «Горе миру от соблазнов: ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7).
     
      (Начало 70-х годов)
     


Hosted by uCoz