прот. Михаил Ардов
О СМЕРТНОЙ КАЗНИ

     
      Двадцатый век - жесточайший во всю историю человечества - тем не менее принес победу, так называемым "гуманистическим началам". В частности это выражается в том, что во многих цивилизованных странах в наше время уничтожена смертная казнь за тяжкие преступления. А в прочих государствах теперь существуют объединения борцов за окончательную отмену этого наказания.
      Для тех, кто утратил религиозную веру и отрицает "воскресение мертвых и жизнь будущего века" (а именно таковыми являются почти все образованные люди нашего времени), борьба против смертной казни - занятие совершенно естественное.Но - удивительное дело! - среди этих борцов мы видим множество таких деятелей, кто искренно почитают себя верующими христианами. Нам, в России, за примерами далеко ходить не надо - самым знаменитым и страстным противником этого наказания был не кто-нибудь, а сам великий писатель Лев Толстой.
      В 1909 году он опубликовал специальную статью под названием "Смертная казнь и христианство". Наиглавнейшая мысль там такая:
      "Казалось бы, самый простой, естественный и неотразимый довод против смертной казни был бы довод религиозный, о том, что смертная казнь несовместима с тем христианством, которого исповедниками признают себя защитники казни".
      Современные пацифисты и гуманисты, когда, основываясь на заповеди "не убий", вслед за Львом Толстым отрицают войну и смертную казнь. Эти люди не желают принимать во внимание, что данная – шестая заповедь - наряду с прочими девятью содержится во второй из книг Ветхого Завета - "Исход", глава двадцатая. А сразу же вслед за этим идут Божественные предписания карать смертной казнью различных преступников - убийц, гадалок, скотоложников и т.д. И далее Господь призывает Свой избранный народ к беспощадной истребительной войне против Аморреев, Хеттеев, Ферезеев... И еще - если бы шестая заповедь имела тот смысл, что придают ей либеральные толкователи, она бы так и гласила: "не убий, не воюй, не казни".
      Люди, подобные Льву Толстому, отвращаются от жестокостей, которые, по их мнению, содержатся в Ветхом Завете, и противопоставляют этому Евангелие и учение Господа о любви. Но ведь Сам Иисус Христос засвидетельствовал о Себе: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф. 4, 17).
      Чтобы окончательно ответить на вопрос - "совместима ли смертная казнь с христианством?" - следует обратиться к самому трагическому эпизоду во всей евангельской истории - к распятию Господа Иисуса Христа. Мы знаем, что страдание и сама смерть Его вполне добровольны - Всемогущий Господь идет на это по Собственной Воле. Его распинатели - легионеры, народ и начальники иудейские, издеваясь над Божественным Страдальцем, призывают Его избежать крестных мук:"других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий" (Лк. 23, 35).
      И далее повествование Святого Евангелиста Луки окончательно разрешает (во всяком случае для христиан) вопрос о правомерности и допустимости смертной казни.
      "Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю" (23, 39-43).
      Итак, Господь наш Иисус Христос, обладая Божественной Властью, и Сам не избежал Креста, и "благоразумного разбойника" не избавил от мучительной, однако же вполне заслуженной казни. Но зато раскаявшийся в своих деяниях и уверовавший в Него преступник первым из людей вошел в Небесные Обители.
     


Hosted by uCoz